Опубликовано 26 марта 2020, 13:36
5 мин.

Выстрел в ногу или помощь бедным. Эксперты прокомментировали «антикоронавирусные» меры

Объявленный пакет антикризисных мер не сильно поможет бизнесу, но может помочь простым гражданам, считают эксперты и предприниматели. «Секрет фирмы» узнал, какие вопросы остались у них после послания главы государства.

Выстрел в ногу или помощь бедным. Эксперты прокомментировали «антикоронавирусные» меры

Что сказал Путин

  • неделя с 28 марта по 5 апреля — нерабочая;
  • малому и среднему бизнесу, «оказавшемуся в сложной ситуации», дадут отсрочку по всем налогам (кроме НДС) на шесть месяцев, а микропредприятиям ещё и на страховые взносы;
  • полгода будет действовать мораторий на банкротства;
  • ставку страховых взносов для работников малого бизнеса опустят с 30% до 15%. Речь идёт о сумме с зарплат, превышающих МРОТ;
  • с 2 до 15% повысится налог на выплаты дивидендных доходов в офшоры.
  • и другое.

Cколько это может стоить

«Выплаты семьям с детьми, налоговые и кредитные каникулы для бизнеса — всё это замечательно. Но хочется увидеть, сколько правительство планирует потратить на эти цели. То, что этих оценок пока не прозвучало, может свидетельствовать о неожиданном для правительства характере сделанных заявлений. Минфин, по-видимому, чешет сейчас репу, где взять денег», — комментирует директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.

По предварительным оценкам, одни только выходные с 28 марта по 5 апреля замедлят экономический рост в 2020 году не менее чем на 0,2 процентных пункта (при планируемом росте ВВП в 1,9%), а если каникулы перерастут в полноценный карантин, экономику ждёт рецессия, считают опрошенные Forbes эксперты.

На новые льготы государству придётся тратить не менее 70 млрд рублей в месяц (в год — около 800 млрд рублей, но не все меры рассчитаны на такой срок), подсчитал The Bell.

Даже если на меры поддержки придётся потратить триллион рублей, это будет всего около 5% годового бюджета страны, отметил в разговоре с «Секретом» заведующий международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики ВШЭ Алексей Белянин.

«К тому же этот пакет мер будет как минимум частично сбалансирован повышением налогов, в том числе неформальным, — говорит он. — Например, к этой категории я бы отнёс введение комиссии за онлайн-частные переводы от 50 000 рублей, анонсированные Сбербанком в этот же день».

Что говорят эксперты

Алексей Белянин
заведующий международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики ВШЭ

В выигрыше окажутся самые бедные слои населения, для которых и несколько тысяч рублей — деньги. В проигрыше — более состоятельные граждане, «верхний» средний класс. Но и у них забирают не последнее. В общем, это скорее не противостояние кризису, а борьба с бедностью и акты символической социальной поддержки, своего рода политический ход, который может добавить власти популярности. Основная тяжесть борьбы с неизбежным уже кризисом в любом случае ляжет на частный сектор: арендную плату снижать никто не предлагает, увольнять сотрудников «не рекомендуют», продажи будут неизбежно падать, а льготы носят частичный и временный характер, и, кстати, не за счёт федерального бюджета (куда идёт НДС, который под льготы не подпадает). В довершение ко всему — сроки всех этих каникул никак не обозначены, что, пожалуй, и объяснимо, но эта неопределённость отнюдь не помогает бизнесу определиться с тем, как пережить кризис.


Снижение ставки страховых взносов для малого и среднего бизнеса с 30 до 15% можно только приветствовать, отмечает Кирилл Тремасов. «Делать это надо было ещё в прошлом году, когда повышали НДС, — отмечает экономист. — Другое дело, что в малом и среднем бизнеса велика доля серых зарплат, поэтому эффект поддержки будет ограниченным. Снижать, по-хорошему, надо для всех. Но в период кризиса это, конечно, слишком большие риски».

В то же время Тремасов недоумевает, почему неделю выходных объявили за счёт работодателей. «Эта мера явно противоречит цели поддержать бизнес в условиях эпидемии. И совершенно непонятно, как одна неделя может решить проблему распространения вируса (даже если все будут сидеть дома). У нас только начался ускоренный рост числа инфицированных, и по опыту других стран за неделю этот процесс не останавливается», — подчёркивает эксперт.

Отсрочка по ипотечным кредитам и по кредитам в целом — это дело нужное, считает глава департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Александр Цыганов. На период вынужденных каникул, карантина и больничного у многих людей снижаются доходы — и возможность банков не начислять дополнительные резервы в этих случаях, предусмотренных Банком России, он оценивает позитивно.

«Но, если мы хотим добиться, чтобы банки не просели, и всё-таки рассчитываем на рост в будущем, то по уму такие долги нужно выводить в специализированные агентства. Как правило, такие долги выкупаются государством — это и есть мера поддержки заемщиков (государство может предложить им отсрочку по платежам и реструктуризацию долгов) и банковской системы (не будут накапливаться плохие долги).

Такая практика уже была в России. После кризиса 2009 года существовало Агентство по реструктуризации ипотечно-жилищных кредитов. И опыт АРИЖК сейчас можно использовать: остались и необходимые документы, и разработанные финансовые механизмы, как такие долги брать на агентство и как их обслуживать. Я предполагаю, что эта практика будет полезна на период восстановительного роста. И сейчас поможет и людям, и банкам», — говорит Цыганов.

Что думает бизнес

Выходные на неделю за счёт работодателя — выстрел в ногу представителям малого и среднего бизнеса, считает управляющий партнёр BMS Group Алексей Матюхов. Он также отметил, что увеличение налога и вероятный выход России из соглашений об избежании двойного налогообложения может ударить по инвестиционному климату РФ.

Объявленные решения — это полумеры, которые могут осложнить ситуацию для бизнеса, заявил инвестбанкир, глава люксембургского офиса консалтинговой группы KRK Group Никита Рябинин. «По факту введён запрет на банкротство на шесть месяцев, бизнес заставляют накапливать долги», — отмечает он.

Опрошенные «Секретом фирмы» российские бизнесмены говорят, что им бы помогли беспроцентные кредиты от государственных банков и введение режима ЧС — это бы означало, что ситуация форс-мажорная. На основании этого они смогли бы договориться с арендодателями и поставщикам о льготах и отсрочках. Пока же добиться этого предпринимателям не удаётся.