Всемирный банк выяснил, как жалобы москвичей на дороги помогли карьере Собянина
Своевременный ремонт дорог может существенно прибавить голосов на выборах, но только если дело происходит в России. К такому выводу пришёл Всемирный банк (ВБ), изучив результаты деятельности московских чиновников.
Каждая онлайн-жалоба москвичей на состояние дорог, на которую столичным чиновникам удалось оперативно отреагировать, прибавляла кандидату от власти от 24 до 44 голосов на выборах мэра Москвы, подсчитал Всемирный банк. Аналитики сделали вывод, что действующий мэр Сергей Собянин получает политические дивиденды, позволяя горожанам лично влиять на управление городом.
Авторы доклада собрали данные о более чем 200 000 таких жалоб, поданных в 2013–2018 годах через приложение «РосЯма» (проект Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального) и официальный московский портал «Наш город». Анализ показал, что, давая москвичам возможность выразить своё возмущение посредством цифровых технологий, количество голосов, поданных за кандидата, уже занимающегося решением проблем города, лишь увеличивалось.
В итоге на выборах 2013 года, когда против Сергея Собянина баллотировался Навальный, даже те москвичи, которые пользовались приложением от ФБК, в массе своей отдали голос за действующего мэра. Политический эффект достигался не только самим функционированием электронных инструментов для подачи жалоб, но и эффективной реакцией властей на эти жалобы. При этом эксперты Всемирного банка отметили, что в 80% случаев вопросы решались в двухнедельный срок, что считается «очень эффективным» сроком реагирования по мировым меркам.
Аналитики пришли к выводу, что московские избиратели голосуют рационально и отдают голоса за власть, которая решает проблемы в конкретных сферах. Правда, в исследовании есть несколько существенных оговорок:
- приложение «Наш город», позволяющее сообщать о проблемах Москвы чиновникам, заработало только в 2012 году, всего за год до выборов мэра;
- в России существует проблема хронического недоверия к результатам выборов;
- ремонтировать дороги существенно проще, чем решать задачи здравоохранения или образования;
- часть дорожных вопросов, в частности, пробки и проблема с парковками, не имеют решения, устраивающего всех.
За 10 лет при Собянине Москва потратила на благоустройство, строительство, ЖКХ и транспорт 8,5 трлн рублей.
А как в остальных странах?
Обратить жалобы граждан себе на пользу своей карьере подобным образом удаётся далеко не всем политикам, признали исследователи. Похожие случаи фиксировались в Мексике, Венесуэле и Боливии.
В более демократически развитых странах наблюдается обратная ситуация: чем больше регистрируется электронных жалоб на дороги, тем на худший выборный результат могут рассчитывать политики. В американских городах, например, жители более склонны «наказывать» кандидата от власти за то, что им приходится жаловаться на дороги.
Фото: Flickr, CC BY-SA 2.0
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!