secretmag.ru
Опубликовано 14 января 2023, 00:01
2 мин.

Врачи рассказали, что делать, когда проснулся, но не можешь пошевелиться

Сонный паралич — это довольно редкое нарушение в организме, которое происходит во время сна. Человек одновременно спит и бодрствует, испытывая галлюцинации и неприятные ощущения. Обычно в таком состоянии проснувшийся не может пошевелиться, он как будто разбит параличом, отсюда и название. Врач-сомнолог Павел Кудин рассказал, в чём именно причина этого явления и как долго оно продолжается.

По словам специалиста, для того чтобы головной мозг полноценно отдыхал ночью, сознание должно быть отключено. При пробуждении сначала включается тело, а уже потом мозг.

«Но у некоторых людей случаются ситуации, когда сознание проснулось, а участки головного мозга, которые отвечают за управление телом, ещё нет, в этот момент может произойти приступ сонного паралича», — рассказал он.

Это можно сравнить с лунатизмом. Но у лунатиков всё наоборот: телом они двигать могут, а сознание не включается.

Врач-сомнолог София Черкасова добавила, что сонный паралич может сопровождаться пугающими галлюцинациями, в том числе тактильными.

«Часто человеку становится тяжело дышать в состоянии сонного паралича, поэтому ему может казаться, что его кто-то душит во сне. Это обусловлено тем, что в быстрой фазе сна работают только мышцы диафрагмы, а межрёберные дыхательные мышцы и плечевой пояс отключены», — пояснила она.

По словам специалиста, сонный паралич проявляется у тех, кто употребляет алкоголь, нарушает распорядок дня и часто переутомляется или испытывает стресс. Такое состояние может свидетельствовать о депрессии. Если человек ведёт здоровый образ жизни, то сонный паралич ему, скорее всего, не грозит.

Несмотря на то что по внутреннему ощущению паралич длится весьма долго, на самом деле он продолжается несколько минут. Чтобы выйти из этого состояния, надо задействовать мелкую моторику лица: нахмурить лоб, оскалить зубы, подвигать глазами.

Ранее россиянам подсказали, как завтрак поможет восстановить режим сна. Речь не о том, что именно есть, а о распорядке питания.