secretmag.ru
Опубликовано 17 декабря 2021, 14:42
3 мин.

«Вне правового поля». Россиянам объяснили, почему приложение для доносчиков на дороге не будет работать

В России к середине 2022 года должно заработать федеральное мобильное приложение «Народный инспектор». С помощью нового сервиса бдительные россияне, в том числе пешеходы, смогут сами фиксировать нарушения дорожных правил и посылать «фотоулики» в полицию. Водителям-нарушителям же будут приходить штрафы. Однако пока что подобные приложения находятся вне правового поля и штрафы по ним отменяются в судах, рассказали «Секрету» в Национальном автомобильном союзе (НАС).

«Вне правового поля». Россиянам объяснили, почему приложение для доносчиков на дороге не будет работать

По поручению президента России Владимира Путина до 1 июня 2022 года в России должны внедрить специальное федеральное приложение, в котором граждане смогут фиксировать нарушения дорожных правил. Оно будет называться «Народный инспектор», рассказало издание Autonews.

Приложение позволит жаловаться на нарушения правил стоянки в зоне действия знаков «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», стоянку машин на газонах, и даже на неоплату парковки. То есть на первом этапе работы программы можно будет фиксировать только статичные нарушения ПДД.

Ожидается, что «Народного инспектора» разработают на базе похожей программы — «Помощник Москвы». С 2015 года москвичи с её помощью могут прислать в мэрию снимок нарушения, после чего власти могут оштрафовать провинившегося за неоплаченную парковку или стоянку в запрещённом месте.

Доработать законы

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что законодательство нужно дорабатывать, иначе ни «Помощник Москвы», ни «Народный инспектор» работать не будут.

«Подобные технические решения до сих пор находятся вне правового поля. У нас в нормативно-правовой базе указано, что средства фото- и видеофиксации должны быть абсолютно автоматическими, чтобы исключить вмешательство человека. А в ''Народном инспекторе'' ни о какой автоматике речи не идёт. Поэтому проблем от приложения будет много, а польза, как по мне, сомнительна, потому что на безопасность дорожного движения оно никак не повлияет», — сказал Шапарин.

По словам эксперта, штрафы за нарушения, зафиксированные в «Помощнике Москвы», массово отменяет Верховный суд. Всё сводится к тому, что способ регистрации нарушения не автоматический, а значит, не имеет правовой силы.

«Если в законодательство не внесут поправки, такая же практика будет и по любому другому приложению», — подчеркнул вице-президент НАС.

Уголовка за донос

Он также предупредил, что внедрение «Народного инспектора» может привести к тому, что будут появляться лжедоносы на водителей. Уже известны случаи, когда в «Помощнике Москвы» припаркованные машины фотографировали так, будто они стоят на газоне. Автомобилисты получали штраф, а лжесвидетели — более высокий рейтинг в приложении.

«Я считаю, что за такое нужно привлекать к ответственности, вплоть до уголовной. Подобные средства контроля должны быть абсолютно прозрачными. Если они допускают возможность фальсификации и извлечения прибыли за эти фальсификации, нарушителей нужно жёстко карать», — добавил Шапарин.

Мнение юриста

Приложение «Народный инспектор» может оказаться полезным, так как оно заставит дисциплинировать несознательных водителей, считает автоюрист программы «Главная дорога» Олег Маковецкий. Он отметил, что некоторые автомобилисты, зная, что находятся вне поля видения камер автофиксации нарушений ПДД, мешают другому транспорту и пешеходам.

С другой стороны, подчеркнул юрист, приложение нужно сделать таким, чтобы оно исключало фальсификацию нарушений.

«Недобросовестный ''инспектор'', в погоне за бонусами от приложения, действительно может пожаловаться на ни в чём неповинных водителей, стоящих в пробке, например, в зоне действия дорожного знака ''Остановка запрещена''», — объяснил Маковецкий.

Он добавил, что автоматически работающие устройства порой тоже становятся причиной необоснованного наказания автомобилистов. В Москве не раз были случаи, когда водителям приходил штраф за неоплаченную парковку — из-за того, что они задерживались в плотном потоке движения на месте, где была платная парковка.

«Поэтому в спорных ситуациях установление виновности должно оставаться за ГИБДД или судьей», — подчеркнул юрист.

Ранее «Секрет» сообщал, что количество штрафов водителей в 2022 году может вырасти в связи с возможным введением наказания за превышение средней скорости. От такой практики отказались в 2021 году, но она появилась в тексте нового ГОСТа, который могут утвердить в 2022-м.

Фото: Piqsels, CC0

Источник:«Секрет фирмы»