Власти заявили, что уклонение от мобилизации — это не уголовка. Но первое дело уже возбудили
Военкомы не вправе пугать россиян, подлежащих мобилизации, уголовной ответственностью. Об этом заявил глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас. Он напомнил, что статья 328 Уголовного кодекса касается только призыва на срочную службу. При этом в законе чётко прописан возраст призывников — от 18 до 27 лет. Однако ещё до слов Клишаса в России именно по этой статье уже завели первое дело за уклонение от мобилизации.
По словам сенатора, военкоматы нарушают закон, когда предупреждают граждан об уголовной ответственности по 328-й статье за отказ от мобилизации.
«Согласно постановлению Верховного суда РФ, субъектами преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ, являются граждане мужского пола от 18 до 27 лет, подлежащие призыву на срочную службу», — пояснил Клишас.
При этом сенатор не исключил, что Госдума может внести поправки в этот закон и ужесточить ответственность. По его словам, вопрос нужно детально обсудить.
5 октября стало известно, что в Пензе завели первое в России уголовное дело за уклонение от мобилизации. По словам главы правозащитной организации «Агора» Павла Чикова, 32-летний мужчина отказался подписать повестку в военкомат. Подозреваемого задержал ОМОН, мужчину отправили в изолятор.
Обновление. Прокуратура Пензенской области закрыла первое в России уголовное дело об уклонении от мобилизации, сообщил Чиков 7 октября. По его словам, подозреваемый получил право на реабилитацию и компенсацию. Впрочем, СК не согласен с решением прокуратуры и намерен добиваться преследования пензенца.
Военком Санкт-Петербурга Сергей Качковский утверждал, что отказ от получения повестки грозит уголовным штрафом до 200 000 рублей или лишением свободы до 2 лет (хотя Кодекс об административных преступлениях РФ за неявку гражданина по повестке предусматривает штраф лишь в 500–3000 рублей). По словам представителя Минобороны, в законодательство уже внесено много изменений.
Адвокаты считают, что статьи закона можно «подогнать» под конкретного призывника, ведь разница в них «тонкая и очень субъективная».
Фото: Unsplash, Unsplash License