Верховный суд разъяснил, как нужно сажать за репосты

20 сентября 2018 в 15:08

«Факт размещения экстремистской информации, репоста или тем более какие-то лайки не могут стать основанием для возбуждения уголовного дела», — заявил зампред Верховного суда РФ Владимир Давыдов на пленуме ВС РФ. Чтобы вынести обвинительный приговор, судья должен убедиться, что обвиняемый гражданин имел прямой умысел, то есть сознательно пытался вызвать ненависть к определённой социальной группе. Давыдов считает, что сложившаяся практика нуждается в корректировке. Верховный суд внёс соответствующие поправки в постановление 2011 года и подчеркнул, что суд должен проверять не только наличие повода, «но и основания для возбуждения уголовного дела».

Против этой практики неоднократно высказывались правозащитники, активисты и бизнес. Компания Mail.Ru, которая владеет соцсетями «ВКонтакте» и «Одноклассники», в августе 2018 года выступала с заявлением и просила освободить всех осуждённых за экстремизм в соцсетях. По данным центра «Сова», который следит за правоприменением в области борьбы с экстремизмом, более 85% уголовных дел об экстремистских высказываниях приходится на публикации в интернете. Среди них преобладают посты пользователей «ВКонтакте».

«Это неуклюжая попытка ВС изобразить авторитет. Написано верно, но на практику это, разумеется, никак не повлияет. Судам нет никакого дела до позиции ВС в этом смысле. Я сам от них сколько раз слышал формулу: "Постановление пленума — необязательная для исполнения рекомендация". До тех пор пока судьи будут считать, что у них нет оснований не доверять сотрудникам полиции, а доводы защиты расценивать как "попытку уклониться от уголовной ответственности", не изменится ничего», — сказал The Bell юрист «Агоры» Дамир Гайнутдинов.

За семь лет в России в четыре раза выросло число уголовных дел об экстремизме, которые в том числе возбуждают из-за комментариев, лайков и репостов. В 2017 году по таким делам осуждено более 600 человек. За первое полугодие 2018 года МВД возбудило 762 дела об экстремизме.

Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в «Яндекс.Дзене» и Google News.

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе