secretmag.ru
Опубликовано 05 ноября 2020, 15:30

В России за 6 лет не нашли деньги на утилизацию «кладбища» затопленных кораблей

«Кладбище кораблей», располагающееся вблизи Магадана, последние годы остаётся незримой местной «достопримечательностью». Несмотря на поручение президента утилизировать затопленные суда в акватории Охотского моря, Минтранс с 2014 года не может найти средства на эти цели.

В России за 6 лет не нашли деньги на утилизацию «кладбища» затопленных кораблей

В бухте Нагаева, на берегу которой стоит Магадан, затоплено около двух десятков кораблей. Пять из них принадлежали Минобороны, четыре — Росимуществу, а ещё 12 не имеют известных собственников. Проблема с брошенными кораблями остро стоит уже много лет: они мешают безопасному судоходству и отравляют воды Охотского моря остатками топлива.

В 2014 году президент Владимир Путин уже поручал поднять и утилизировать эти суда. О распоряжении главы государства в августе 2020 года напомнил премьер-министр Михаил Мишустин. По итогам поездки на Дальний Восток он поручил «прибраться» в регионе, чтобы повысить его туристическую привлекательность. Ликвидировать предстоит не только это «кладбище». Всего в акваториях Дальнего Востока обнаружено 580 затопленных кораблей, из которых 235 нужно поднять и утилизировать.

Однако до сих пор Минтранс не нашёл источники для финансирования такого проекта, следует из протокола совещания, прошедшего 26 октября у вице-премьера Виктории Абрамченко. Помимо финансовых, есть ещё и правовые препятствия: затонувшие суда считаются «недвижимостью», поэтому любые манипуляции с ними должны происходить с ведома и согласия собственников.

У большинства кораблей трудно определить собственника, которого можно обязать избавить море от своей «недвижимости». Те же, которых удаётся найти, зачастую оказываются банкротами. В этом случае имущество признают бесхозяйным и через суд устанавливают права муниципальной собственности. Но и Росимущество, под чью юрисдикцию переходят заброшенные судна, не знает, что с ними делать.

Впрочем, лазейка есть. Абрамченко поручила Минтрансу подготовить предложения по исключению затонувших в бухте Нагаева судов из общего реестра кораблей. Это позволяет прекратить охрану правового статуса в качестве недвижимого имущества и признать их металлоломом. Вопрос финансирования же частично решается за счёт доходов от переработки этого металлолома, оставшиеся деньги поручено найти правительству Магаданской области.

К очищению бухты планируется привлечь частные компании. По поводу переработки металла с затонувших судов к ассоциации «Руслом.ком» уже обратились дальневосточные ломосборщики, в том числе крупный «Транслом». Принять металлы предварительно готовы «Металлком» и «Магаданчермет».

По оценкам Росимущества, утилизация одного затонувшего корабля в среднем обойдётся бюджету в 5 млн рублей. Подъём некоторых судов вроде рыболовецкого «Малли» оцениваются в 10 млн рублей и выше. Однако другие ведомства, по признанию Абрамченко, «называют просто какие-то чудовищные суммы».

Для того чтобы собственникам «впредь было неповадно затапливать корабль и считать это нормальной утилизацией», в законодательство планируют подготовить изменения, обязывающие владельцев полностью возмещать ущерб от затонувших судов или самостоятельно обеспечивать их подъём и утилизацию.

Фото: Pxhere, CC0

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!