secretmag.ru
Опубликовано 17 апреля 2023, 12:13
3 мин.

В России собрались создать базы для запуска беспилотников. Начнут с отдалённых регионов

«Известия»: в 2024 году на Чукотке и Ямале появятся первые базы для запуска дронов. Первые крупные базы должны построить в девяти посёлках и городах этих регионов Там на местных аэродромах и посадочных площадках организуют инфраструктуру для их отслеживания и навигации. Минтранс уже подготовил паспорт соответствующего федерального проекта. В 2025-м собираются построить новые площадки — в Ханты-Мансийском округе и на Камчатке, к 2030 году — в 290 в других регионах.

Подготовка к пуску

Минтранс уже выбрал первые девять населённых пунктов, на которых будут аэродромы дронов. Это Анадырь, Беринговский, Марково, Канчалан (Чукотский автономный округ), Салехард, Салемал, Панаевск, Питляр и Лопхари (Ямало-Ненецкий автономный округ).

В 2023 году будут решать вопросы технические и финансовые вопросы, а самой стройкой займутся в 2024-м. В 2025 году программу расширят ещё на 20 аэродромов, в 2026-м — на 58, а к 2030 году в РФ должны появиться 290 аэродромов. Все они могут быть построены в Ханты-Мансийском автономном округе, на Камчатке, в Татарстане, в Башкирии, в Самарской, Томской, Московской, Ленинградской, Свердловской и Ростовской области.

Заниматься оснащением площадок под беспилотники будет Росавиация и подведомственное ей ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ГК по ОрВД). А маршруты следования дронов предложит «Почта России».

Другие планы

Минтранс планирует принять еще ряд мер для внедрения беспилотников в России:

  • упростить процедуры для полёта дронов, обрабатывающих сельхозугодия и освещающие спортивные и общественные мероприятия;
  • выделить в 2023–2024 годах отдельные территории, не требующие получения разрешения на проведение аэросъёмки с дронов;
  • заказать множество научно-исследовательских работ: по возможностям идентификации низколетящих беспилотников, системам наблюдения за ними и так далее;
  • оснастить некоторые аэропорты РФ системами обнаружения дронов и средствами противодействия их противоправному применению.

Эксперт Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Федор Борисов рассказал, что разделение аэропортов идёт с учётом степени угрозы совершения в аэропорту актов незаконного вмешательства и их последствий. К первой категории относятся самые крупные порты РФ.

Он считает, что обеспечивать защитой от дронов абсолютно все, даже самые мелкие и отдалённые, посадочные площадки в стране бессмысленно и затратно. К тому же, по словам эксперта, речь идёт о защите скорее от гражданских беспилотников, а не военных. Работать с последними должны в Минобороны.

При этом Борисов отметил, что в России много случаев хулиганства, когда люди делают самосборные беспилотники, которые попадают на аэродромы или прилегающие территории и создают угрозу полётам самолётов.

Задачи и риски

Директор центра развития системы технологических конкурсов Фонда поддержки проектов «Национальной технологической инициативы» (НТИ) Юрий Молодых считает, что внедрение беспилотников удобно начинать как раз с отдалённых регионов. Сейчас там доставляют грузы вертолётами, а это очень затратно.

А вот в крупных городах, по его мнению, массовое использование беспилотников пока несёт огромные риски — как физические, так и репутационные. Всё потому, что дроны по сравнению с пилотируемой авиацией летают совсем недолго и не совсем надёжны.

Ранее сообщалось о подростке, который запустил дрон у военного аэродрома в Подмосковье. Оказалось, что парень просто хотел красиво поснимать пейзаж на камеру, злого умысла у него не было. Квадрокоптер нашли в лесополосе рядом с деревней Полушкино. Предполагалось, что это какой-то шпионский или военный аппарат.

О том, что такое БПЛА, читайте подробнее в материале «Секрета».