В России потратили 3,6 млрд рублей на разработку ГОСТов и методичек. А должны были на научные исследования
Счётная палата провела аудит инновационных технологий Росавтодора и выяснила, что 63,6% из них оказались старыми. Ведомство сообщило, что с 2014 по 2020 годы дорожное ведомство не проводило научные исследования и не направляло деньги на разработку новых технологий и материалов. Деньги, выделенные на исследовательскую деятельность, агентство потратило на создание ГОСТов и методичек.
«В период 2018-2020 годов на автомобильных дорогах федерального значения применено 264 технологии и материала, отнесённых к новым. Вместе с тем 168 технологий и материалов или 63,6% по факту не являются новыми», указала Счётная палата в своём отчёте.
По данным аудиторов, с 2014 по 2020 год Росавтодор получил 3,6 млрд рублей на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Эти деньги в конечном итоге направили на иные цели: разработку ГОСТов, а также методических и аналитических документов. Стоимость одного такого документа — 10,3 млн рублей. При этом их не всегда применяют на практике.
Аудиторы отметили, что научные исследования в дорожной области оказались сомнительного качества. Это происходит из-за ряда системных проблем:
- отсутствие госоргана, отвечающего за создание благоприятных условий для инновационного развития в дорожном хозяйстве;
- отсутствие утверждённого порядка разработки и внедрения новых технологий и материалов для дорожного хозяйства;
- отсутствие мониторинга результатов применения новых технологий и материалов с оценкой их эффективности;
- в нормативной документации нет законодательно закреплённых ключевых понятий: «новые технологии», «новые технологические решения» и «новые материалы». Критерии, по которым технологии и материалы относятся к новым, тоже отсутствуют.
В качестве варианта решения проблемы Счётная палата предложила правительству назначить Минтранс федеральным органом исполнительной власти, координирующим продвижение инноваций в сфере дорожного хозяйства.
Одновременно с этим Счётная палата указала на целесообразность использования щебня по старому ГОСТу. В ведомстве считают, что это позволило бы сэкономить на строительстве дорог почти 1,5 млрд рублей ежегодных расходов федерального бюджета, тогда как качество дорожного покрытия осталось бы на прежнем уровне.
С 2019 года в России действует национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Он призван уменьшить в два раза места концентрации ДТП, а смертность в авариях должна упасть до четырёх случаев на 100 000 жителей. Кроме того, согласно замыслу чиновников, 50% региональных и 85% городских дорог будут соответствовать стандартам качества. За 2020 год нацпроект ускорил строительство около 100 инфраструктурных объектов.
Фото: Pixabay, Pixabay License
Откроем важный секрет: всё самое интересное — в нашем телеграме.