В России подсчитали, во сколько может обойтись выделенная дорога до Калининграда
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов предложил построить железную и автомобильную дорогу, которая бы вела с основной территории России в Калининград. По предварительным расчётам, строительство дороги может обойтись в 180–200 млрд рублей, сказал эксперт по транспорту Михаил Блинкин. Это сумма превышает весь бюджет региона на 2022 год.
Как заявил Алиханов, можно было бы создать выделенную автомагистраль из основной части России в Калининград по территории Литвы. О создании такого коридора нужно договариваться с Евросоюзом, отметил губернатор. По его словам, для осуществления проекта понадобится и согласие Вильнюса.
По предварительным расчётам, новая дорогая будет стоить России не мене 180–200 млрд рублей, сказал РБК директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Сейчас бюджет Калининградской области на 2022 год предполагает 147 млрд рублей расходов и 136 млрд рублей доходов.
По словам Блинкина, автомобильную трассу придётся делать четырёхполосной. Один километр проезжей части высшей технической категории будет стоить примерно 120 млн рублей.
«Потом идёт вопрос с железной дорогой. Всё вместе где-нибудь в 180–200 млрд рублей уложится. Это всё очень примерно. Но я с большим удивлением узнаю, что на это (строительство) кто-то согласится — это будет "чужая дорога по моей территории"», — сказал экономист.
Эксперт транспортного развития территорий Лаборатории градопланирования Илья Резников отметил, что в стоимость проекта войдёт не только строительство дороги, но и выкуп или аренда земли в Литве. «А сколько заломят — неясно даже теоретически. <...> Цену назначит тот, кто это разрешит», — считает Резников.
Оба эксперта согласны, что технически проект строительства дороги в Калининград в обход Литвы осуществим, но может помешать политика. В частности, против магистрали может выступить Литва, а без её согласия построить дорогу не выйдет. Полагать же, что Вильнюс даст добро, наивно, уверены эксперты.
В июне Литва закрыла транзит санкционных товаров в Калининградскую область. Тогда Алиханов заявил, что запрет транзита через Литву коснулся от 40 до 50% всех наименований. В России пригрозили ответными мерами, которые «окажут серьёзное влияние на население Литвы».
По словам губернатора, в качестве самой крайней меры Россия готова полностью заблокировать движение грузов в сторону Прибалтики через РФ. Он сказал, что работа портов очень важна для литовской экономики и это сильно ударит по республике. В Госдуме предложение Алиханова одобрили.