В Москве потратят 1 млрд рублей на экраны в метро. Они будут следить за «праздношатаниями»
Московские власти потратят почти 1 млрд рублей на новую систему слежки в метро. Информационные экраны и камеры с функцией распознавания лиц появятся на 85 станциях и смогут фиксировать «праздношатания» и «быстрое движение».
О новом тендере, появившемся на портале госзакупок, первым сообщил «Коммерсантъ». По информации издания, речь идёт о 316 мультимедийных экранах с камерами, которые будут транслировать рекламу и сообщения метрополитена, а также наблюдать за пассажирами. Исполнитель, которого выберут 4 марта, должен будет установить все устройства до конца 2021 года.
Представители Московского метрополитена пояснили, что экраны нужны для информирования в экстренных ситуациях, оповещения о сбоях и изменениях в работе транспорта, новых сервисах и справочной и коммерческой информации. Несмотря на требование наличия в камерах функции распознавания лиц, они не предназначены для поиска конкретных людей, заверили в подземке.
Однако техпараметры, указанные в тендере, делают и такой сценарий вполне возможным. Каждая из камер должна иметь автофокус, снимать в высоком разрешении Full HD и поддерживать интеллектуальные модули. Среди них — «детектирование лиц», «подсчёт людей», «распознавание скопления», а также «модуль определения поведения объектов», который должен фиксировать «пересечение линий», «быстрое движение» и даже «праздношатания».
Камеры будут интегрированы в IT-системы метрополитена, но все вычисления будут происходить непосредственно в них, для чего устройства оснастят оперативной памятью на 2 Гб и жёстким диском на 4 Гб.
По мнению экспертов, новая мультимедийная система действительно предназначена в первую очередь для фиксирования и анализа поведения людей, например, для оперативного реагирования на опасные ситуации. Доступ к ней будут иметь работники метро и Центра организации дорожного движения Москвы (ЦОДД), а также сотрудники управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
Глава юридической практики «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян предположил, что экраны могут использовать для предоставления данных о пассажирах для маркетинговых исследований рекламных агентств.
Власти Москвы начали активно развивать систему видеонаблюдения в метро в 2019 году. Мэрия разыграла уже несколько тендеров на поставки видеокамер, серверов, компьютеров и системы хранения на общую сумму около 4,5 млрд рублей. В сентябре 2020 года система распознавания лиц заработала на всех станциях московского метро.
На весну 2021-го намечены и другие планы по цифровизации столичной подземки. Например, проездной «Тройка» планируют сделать персонализированным, а систему распознавания лиц задействуют для оплаты прохода в метро с помощью биометрии лица.
Технологии будущего, которое уже наступило, — в нашем инстаграме.