Опубликовано 21 марта 2023, 15:43

Учёные нашли способ мгновенно протрезветь. Но это нам пока не поможет

РИА «Новости»: Учёные Техасского университета открыли способ снять опьянение за секунду. Наука совсем приблизилась к созданию препарата против алкогольной интоксикации — и вот-вот создаст его. Для этого учёные предложили использовать гормон, который вырабатывается в печени при поступлении туда этанола. Мыши, которых использовали в лабораторных экспериментах, трезвели быстро.

Что уже известно о гормоне

Ещё в 2018-м биологи из Копенгагенского университета в опытах на мышах установили, что из-за алкоголя в печени животных вырабатывается гормон FGF21, который предотвращает обезвоживание при отравлении этанолом. Эксперименты также показали, что FGF21 в целом подавляет тягу к алкоголю. Например, обезьяны верветки, получавшие курс инъекций этого гормона, выпивали вполовину меньше, чем те, кто имел такой же доступ к спиртному, но без гормональной терапии.

Но до сих пор не было известно, можно ли использовать FGF21 как лекарство от опьянения.

Новый эксперимент

Учёные из Юго-Западного медицинского центра Техасского университета доказали, что этот гормон также посылает сигнал в мозг для запуска биохимической реакции защиты от алкогольной интоксикации.

Авторы исследования создали линию лабораторных мышей, лишённых гена FGF21. Оказалось, что для того, чтобы восстановиться после воздействия этанола, им требовалось в два раза больше времени. Также у них дольше сохранялись признаки нарушения сознания и потери равновесия. А вот дополнительные инъекции антиалкогольного гормона ускоряли процесс выздоровления.

Также анализ показал, что FGF21 воздействует на рецепторы части мозга, где вырабатывается и норадреналин — гормон, который регулирует бдительность, отвечает за пробуждение ото сна и экстренную мобилизацию организма.

А алкоголь, в свою очередь, подавляет выработку норадреналина. Отсюда сонливость и потеря мышечной координации. Гормон FGF21 блокирует эту реакцию.

Лекарство от пьянства

Белки семейства FGF21 есть не только у мышей, но и у человека. Они вырабатываются печенью и участвуют во многих биологических процессах.

Учёные уверены, что этот гормон у людей, как и у мышей, стимулирует выработку норадреналина. Поэтому они верят, что скоро на основе FGF21 можно будет создать быстродействующий препарат, который снимет симптомы похмелья и защитит печень.

Осталось провести дополнительные исследования, чтобы убедиться в эффективности и безопасности препарата.

Что делать, пока лекарство не изобрели

Согласно исследованиям, только 5 % людей устойчивы к спиртному. Остальным наутро, как правило, плохо. Главная причина — обезвоживание, поскольку алкоголь подавляет выработку антидиуретического гормона, который препятствует реабсорбции воды почками и приводит к перепроизводству мочи.

Чтобы быстрее восстановиться, учёные советуют пить больше жидкости — примерно один стакан на каждую порцию выпитого спиртного. Воду не нужно заменять энергетиками, соком или куриным бульоном.

Можно пить минеральную воду, особенно с высоким содержанием натрия. А ещё лучше готовить специальный раствор — развести две столовые ложки сахара и три четверти чайной ложки соли.

К аспирину или парацетамолу лучше относиться с осторожностью. У учёных нет убедительных доказательств, что эти препараты помогают бороться с похмельем. Зато известно, что в сочетании с алкоголем их приём может привести к желудочному кровотечению и повреждению печени.

Есть и другой способ снять похмельный синдром — с помощью гипервентиляции лёгких. Ранее канадские учёные доказали, что через лёгкие алкоголь выходит в три раза быстрее, чем через печень. Поэтому, чтобы избавиться от похмелья, нужно часто и быстро дышать. Но применять такой метод нужно с осторожностью — чтобы не получить головокружение и не потерять сознание.

Ранее в ходе исследования учёные нашли лекарство от алкоголизма. Это антидепрессант, который способен всего за 6 недель избавить от зависимости. Исследование пока провели только на мышах.