«Союзмультфильм» решил побороться с Японией за права на Чебурашку

24 апреля в 10:54

Российская анимационная студия «Союзмультфильм» решила вернуть себе права на Чебурашку, переданные Японии в 2003 году. Об этом сообщила председатель правления компании Юлиана Слащёва. По её словам, у России и Японии возникли разногласия по поводу условий контракта и его сроков действия.

Права на использование образа героя в произведениях принадлежат японской компании SP International до 2023 года. Однако с 2017 года «Союзмультфильм» вступил в борьбу за возвращение своего интеллектуального и творческого наследия и уже вернул себе 90% прав на использование образов и мультфильмов своей «золотой коллекции». Туда помимо «Чебурашки» входят «Простоквашино», «Ну, погоди!», «Винни-Пух» и другие. А в 2020 году студия попросила президента остановить передачу прав на образы советской мультипликации в частные руки.

Спусковым крючком к вопросу о правах на «Чебурашку» стал первый 3D-фильм с участием этого героя от японских мультипликаторов, который вышел 22 апреля. В четырёхминутном эпизоде крокодил Гена находит Чебурашку в коробке из-под апельсинов в зоопарке, где проходит своеобразное соревнование между его обитателями: пандами, пинвинами и кроликами. Затем по сюжету главные герои переодеваются в костюмы этих животных и пытаются повторить их трюки.

В России уже заблокировали японскую версию «Чебурашки» по просьбе правообладателя, но её можно найти в соцсетях.

«Если оценивать исполнение наших героев в 3D-технологиях, то я в принципе отношусь к этому неплохо. Но качество того, как это сделали японцы в новом эпизоде, мне совсем не понравилось. И мне очень жаль, что они считают, что у них есть права на экранизацию!» — заявила Слащёва.

В «Союзмультфильме» считают действующее соглашение с SP International недействительным. Однако Слащёва указала, что договор составлен по японскому законодательству, поэтому все разбирательства, в том числе судебные, должны будут проходить в этой стране. Это потребует немалых финансовых затрат.

Другим вариантом решения мог бы быть вынос вопроса о возврате прав на Чебурашку на государственный и межправительственный уровень. В этом случае вместо корпораций договариваться будут уже чиновники. «В любом случае мы намерены в ближайшее время серьёзно заняться вопросом возврата прав».

«Чебурашка» уже около 20 лет очень популярен в Японии. Впервые российский мультфильм показали в местных кинотеатрах в 2001 году, при этом за билетами стояли огромные очереди, а куклы в виде Чебурашки надолго завоевали прилавки японских сувенирных магазинов. На волне интереса к герою SP International выкупил права на распространение мультфильма на 20 лет, несмотря на возражения со стороны создателя героя, писателя Эдуарда Успенского, а также авторов оригинального мультфильма. В 2010 году японские аниматоры выпустили мультсериал о приключениях Чебурашки, его показывали на Tokio TV. Новый эпизод приурочили к десятилетию выхода этого проекта.

Фото: Martin Abegglen, Wikipedia, CC BY-SA 2.0

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе
Ещё по теме