Россияне пожаловались на банки за незаконные запросы кредитных историй
Клиенты кредитных организаций пожаловались на банки за незаконные запросы кредитных историй. По словам граждан, банки бесконтрольно обращаются в бюро кредитных историй (БКИ) за данными клиентов, что можно делать только по разрешению гражданина. В Центробанке подтвердили, что за 10 месяцев получили около 800 жалоб за незаконные запросы личных данных.
В кредитных историях содержатся сведения обо всех займах, сроках их погашения, просрочках и в целом о платёжной дисциплине. Граждане имеют право запрашивать эти данные у БКИ два раза в год.
«Известия» изучили жалобы клиентов банков на форумах banki.ru и vc.ru на то, что кредиторы запрашивают их данные в БКИ. Как сообщила клиентка банка «Открытие» по имени Юлия, она подала на него две жалобы в Центробанк за незаконные обращения за кредитной историей в августе и в октябре. В дальнейшем она собирается обращаться в суд.
«Я не клиент этого банка и ранее им не была и, соответственно, согласия на получение сведений из БКИ тоже не давала. То есть у них не было законных оснований запрашивать мою историю, а бюро — предоставлять её. Жалоба в ЦБ подана 4 ноября, срок рассмотрения составляет месяц. Банк нарушил законы о кредитных историях и персональных данных, а его заявления о произошедших технических ошибках — неправда, так как подобная практика у них носит массовый характер», — рассказала Юлия «Известиям»
Ещё одна посетительница форума пожаловалась на то, что банк ВТБ за август 7 раз обращался за её кредитной историей. В этом банке у неё есть накопительный счёт и открыта «Единая карта петербуржца». При этом она не давала согласия на получение её данных.
Как сообщили «Известия» со ссылкой на сайт «Центробанка», за последний год регулятор принял более 10 постановлений о привлечении к административной ответственности банка «Открытие» за получение информации о кредитной истории граждан. Эта статья предполагает наказание в виде штрафа от 30 000 до 50 000 рублей для юридических лиц. В отношении ВТБ и МТС-банка принято по пять постановлений. Всего с 2019 года по ноябрь 2021-го в Центробанке составили около 1800 протоколов за нарушение законов о кредитных историях.
По мнению старшего управляющего партнёра юридической компании PG Partners Петра Гусятникова, 800 жалоб в Центробанк — это только малая часть от реальных случаев. Большинство россиян не знают об обращениях, а если знают, то не идут жаловаться.
Ранее Национальный совет финансового рынка обратился к МВД и Центробанку с просьбой дать банкам доступ к информации о недействительных паспортах россиян. В НСФР объяснили это тем, что после отмены обязательного штампа в паспорте о ранее выданных удостоверениях личности банкам стало сложнее распознавать клиентов и возникла лазейка для мошенников.
Фото: depositphotos.com