Россиянам рассказали о «правоте Литвы» и угрозе полной блокады Калининградской области
Литва с 18 июня ввела запрет на транзит санкционных грузов из России в Калининградскую область по железной дороге. Секретарь российского Совета безопасности заявил, что Вильнюс получит ответ на эти действия и он будет чувствителен для жителей прибалтийской страны. А МИД РФ вызвал посла Евросоюза в Москве и потребовал возобновить транзит через литовскую территорию. «Секрет фирмы» спросил у экспертов, как будет действовать Россия и может ли Калининградская область оказаться под полной блокадой.
Минэкономразвития Калининградской области опубликовало полный список товаров, которые запретили перевозить транзитом через Литву. В список, в частности, вошли:
- технологические установки для сжижения природного газа;
- продукты из чугуна и стали, реактивное топливо и присадки к топливу;
- товары для использования в авиации или космической промышленности;
- фарфоровая посуда;
- парфюмерия;
- бытовая техника стоимостью более €750.
С 5 декабря 2022 года Литва ещё ограничит транзит нефти и нефтепродуктов.
Перевозить все упомянутые товары можно по морю, но и этот канал Вильнюс способен перекрыть. Для этого достаточно, чтобы страна объявила морские учения в Балтийском море, после чего проход российским кораблям будет закрыт.
Депутат Госдумы Алексей Чепа заявил «Секрету», что ситуацию пытаются урегулировать дипломаты.
«Сегодня довольно много ходит паромов из Санкт-Петербурга в Калининград. Он идёт около 50 часов, и сейчас количество паромов будет увеличено. Также будет увеличено количество самолётов, летающих туда. Конечно, по дипломатическим каналам мы пытаемся урегулировать эту проблему», — заявил он.
По его словам, перекрытие российским судам доступа к морю под видом учений вряд ли возможно, поскольку это нарушило бы международное законодательство.
Эксперт экономического факультета РУДН Тимофей Мазурчук рассказал, что в стратегии развития Калининградской области ещё с 2014 года предусмотрели альтернативные маршруты поставок, в том числе с привлечением судов Северного морского флота.
Но наращивание морских перевозок происходит медленно. Перевозить грузы через Литву (по железной дороге или на фурах) дешевле, чем по морю, особенно когда речь идёт о малых грузах.
«Отказ Литвы от транзита — очередной выстрел в сторону России через ''свою ногу'', и это повлечет взаимные экономические убытки. Тем не менее в безальтернативном формате, пусть и с убытками, Россия сможет перестроиться на водный и воздушный транспорт. А после отмены санкционных ограничений Литва не сможет вернуть прежний уровень дохода и в конечном счёте понесёт большие убытки», — уверен собеседник.
Он напомнил, что транзит грузов давал постоянные доходы в бюджет Литвы.
«Полной блокады не допустят "старшие" коллеги Польши и Литвы от ЕС, так как в этом случае Россия может применить военные силы для деблокады региона, что означает прямую конфронтацию НАТО и РФ, которую страны ЕС активно избегают даже на Украине», — убеждён Мазурчук.
По словам эксперта, правительство Литвы уже потребовало финансовую компенсацию от Европейского центробанка. Мазурчук считает, что Брюссель не даст Вильнюсу поддержку, ведь уже в мае ежедневные суммарные убытки из-за санкций дошли до €800 млн.
А вот экономист Александр Рогожин считает, что угроза полной блокады Калининградской области есть. Однако он надеется, что Литва не будет объявлять учения в Балтийском море для её реализации. В этом случае России придётся отправить военные корабли для сопровождения паромов, что чревато столкновениями.
«С юридической точки зрения Литва права, она России никаких санкций не вводила, она действует вместе с Евросоюзом. Конечно, для нас это большая неожиданность. Провоз обычных товаров будет разрешён, а санкционные товары будет невозможно привозить… Ситуация сложная и неожиданная. Я не думаю ни о каких военных разрешениях», — добавил Рогожин.
Ранее глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что транспортная блокада Калининграда не личная прихоть Вильнюса, а следствие антироссийских санкций ЕС.
Фото: Unsplash, Unsplash License