secretmag.ru
Опубликовано 11 апреля 2023, 09:16
2 мин.

Россиянам дали условные сроки за гибель 3 лётчиков при катапультировании

Суд приговорил к условным срокам виновных в гибели трёх лётчиков при аварии на Ту-22М3. Замкомандира эскадрильи 52-го Гвардейского авиаполка Алексей Скворцов, который готовил самолёт к взлёту, получил 3 года условно, а техник Игорь Аристов, который осматривал воздушное судно до взлёта, — 2,5 года. Вообще, за нарушение правил полётов или подготовки к ним (это уголовная статья), повлёкшее по неосторожности гибель людей, военному и гражданскому технику грозили реальные сроки, однако суд первой инстанции пожалел их. Скворцов и Аристов хотят оспорить даже это решение.

Адвокат майора Скворцова Сергей Иванов рассказал «Коммерсанту», что правоохранители не нашли причину аварии, поэтому назначать виновных в такой ситуации преждевременно. На этом фоне защита решила подать апелляцию и требовать отмены приговора и продолжения расследования. Кстати, прокуратура тоже хочет обжаловать решение суда.

Авария Ту-22М3 под Калугой

Авария произошла 23 марта 2021 года на базовом аэродроме 52-го авиаполка Шайковка в Калужской области во время отработки «экстренного поднятия боевых машин в воздух в связи с нападением на аэродром условного противника». В учениях участвовал заместитель командира эскадрильи сверхзвуковых бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3 Алексей Скворцов, а проверять его подготовку должны были командир части полковник Вадим Белослюдцев, штурман полка майор Денис Султанов и штурман-инструктор подполковник Александр Подсобляев.

Когда все они заняли место в кабине, Скворцов, как это и требуется перед полётом, начал включать различные системы бомбардировщика. Когда он включил очередной переключатель, перед тремя членами его экипажа загорелись табло с надписями «Принудительное покидание».

Если такая надпись появляется, сделать уже ничего нельзя — пилоты катапультируются. В результате старших офицеров вместе с креслами выбросило из кабины, а так как самолёт стоял на земле, парашюты не смягчили падение. Проверяющие разбились на бетонных плитах. В кабине остался только Алексей Скворцов.

Результаты расследования

Скворцов выполнял подготовку к взлёту в штатном режиме. Однако следователям не удалось выяснить, в каком состоянии находились устройства для эвакуации. Вообще, тумблер должен быть в нише под защитной крышкой, которая ещё и прикручена к панели тонкой проволокой с пломбой, страхующей тумблер от случайного доступа. В боевых условиях командир Ту-22М3 рвёт эту проволоку, открывает крышку и поднимает тумблер. Была ли пломба в этот раз, остаётся загадкой. Скворцов уверяет, что её не было, а Аристов, что она была. Во время осмотра самолёта после ЧП крышка и даже пломба оказались на своих местах.

Мнение адвоката

По словам адвоката майора Скворцова Сергея Иванова, на устройстве для эвакуации было много отпечатков пальцев, однако они не принадлежат ни одному из подсудимых.

«Мы полагаем, что причиной трагедии стала всё же техническая неисправность самолёта, и будем настаивать в апелляционном суде на более тщательной проработке этой версии», — заявил он газете.

Ту-22М

Ту-22М — семейство советских, позднее российских, дальних сверхзвуковых ракетоносцев-бомбардировщиков с изменяемой геометрией крыла. Самолёты этого типа предназначены для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами и бомбами наземных и морских целей. Могут быть носителями ядерного оружия.