Россиянам дали советы по завоеванию китайского рынка
Китайские инвесторы могли бы заполнить пустоту после ухода западных коллег из России. Однако Китай вкладывает деньги только туда, где можно быстро получить очевидную отдачу, рассказал «Секрету фирмы» директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов. По словам эксперта, в сегодняшних условиях российские предприниматели могут самостоятельно рассматривать азиатский рынок для ведения бизнеса. Однако для этого необходимо запастись специальными знаниями.
Врио директора Института Дальнего Востока РАН и профессор школы востоковедения НИУ ВШЭ рассказал, что Китай инвестирует за рубежом в основном в необходимые для него проекты. В пример Маслов привёл «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», а также транспортную инфраструктуру и некоторые бренды.
«Дело не в том, что Китай не хочет инвестировать в Россию. Он не понимает, куда вкладываться, чтобы получить очевидную и относительно быструю отдачу. За весь период работы с Россией они инвестировали, по разным оценкам, от $30 до $80 млрд. Это меньше, чем они инвестируют ежегодно в США», — уточнил специалист.
Эксперт добавил, что в работе с китайскими инвесторами важно правильно делать предложения и в цифрах пояснять выгоду от вложений в российские проекты. По словам Маслова, на фоне санкций российские бизнесмены могут не ждать китайских инвесторов, а самостоятельно рассматривать выход на азиатский рынок. Однако россиянам следует больше знать об особенностях и специфике работы в этом направлении.
Маслов дал несколько советов, которые помогут российским бизнесменам избежать многих ошибок по завоеванию китайского рынка:
- Следует приготовиться, что выход на любой азиатский рынок требует времени. Есть принцип медленного просачивания, когда с момента выхода рынок и до операционной прибыли проходит несколько лет. К новому товару или бренду должны привыкнуть, поэтому важно терпение, пояснил эксперт;
- пользоваться электронными торговыми площадками. В Китае около десятка крупных маркетплейсов, в их числе Alibaba. JD, T-mall и другие.
- Необходимо изучить китайские преференциальные зоны и законодательство. Можно нарваться на большие налоги, хотя есть возможность и вести бизнес выгодно.
- Не искать свободную нишу, поскольку там всё занято. Лучше пойти в премиум-сегмент. Некоторые российские производители косметики таким образом добились успеха на этом рынке.
- Уделить время изучению китайской специфики и пройти курсы переподготовки. «Всё, что вы знаете про Запад или Россию, там не будет работать. Поймите логику развития китайского общества и бизнеса. Пока не разобрались, пользуйтесь услугами хороших консультантов», — посоветовал Маслов.
- Защитить свои товары и интеллектуальную собственность патентами, «иначе украдут».
Ранее сообщалось, что власти Китая начали переговоры с государственными компаниями о потенциальных инвестициях в российские фирмы или активы. По информации Bloomberg, Китай хочет приобрести или увеличить доли в энергетических и сырьевых компаниях, в том числе в «Газпроме» и «Русале». Таким образом Пекин намеревается увеличить собственный импорт.
Фото: Unsplash, Unsplash License