Россиян предупредили о риске дефицита дизельного топлива
В России может возникнуть дефицит зимнего дизельного топлива, который может ударить по ценам на независимых АЗС, считают эксперты. Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша заявил, что оптовые цены на дизель растут из-за несоответствия объёмов производства спросу на рынке. Он направил письмо вице-премьеру Александру Новаку с просьбой разобраться в ситуации и увеличить поставки зимнего дизтоплива на бирже и в мелком опте.
В письме, которое есть у «Коммерсанта», Аркуша уточнил, что в середине октября биржевая стоимость зимнего дизеля была на 22% выше, чем в этот же период 2020 года. Он отметил, что выпуск снижается из-за требования налоговиков уплатить дополнительный акциз при производстве зимнего дизтоплива и при смешивании авиакеросина и летнего дизтоплива, а также из-за ухода с рынка суррогата.
В Минэнерго заявили, что на биржевую стоимость влияет подорожание нефти и нефтепродуктов на мировом рынке и ранний переход на зимние сорта дизтоплива из-за резкого похолодания. Там сообщили, что суточное производство зимних сортов дизеля достигает примерно 80 000 тонн, а отгрузки на внутренний рынок соответствуют уровню 2019 года.
Представитель «Петромаркета» предупредила, что в России есть риск дефицита заводского зимнего дизтоплива. Она считает, что необходимы новые установки или загрузка действующих летом с последующим хранением произведённого дизтоплива, однако требуется стимулирование и «выдавливание с рынка суррогатов, чтобы освободить нишу».
19 октября оптовая цена межсезонного дизельного топлива установила исторический рекорд на бирже и достигла 52 560 рублей. Остальные виды дизеля с наступлением холодов тоже растут в цене: зимняя солярка торговалась по 55 555 рублей за тонну, а летняя — по 51 434 рублей. Эксперты связали повышение цен с тем, что Россия продаёт половину производимого дизельного топлива, а экспортные цены влияют на внутренние.
Ранее директор по развитию и операционному управлению сети АЗС Shell в России Виталий Маслов заявил, что в стране могут обанкротиться до 60% заправок, которые принадлежат компаниям, покупающим бензин на бирже и не имеющим собственной добычи и переработки. Причиной банкротства станет разница в росте цен в опте и рознице. С начала 2021 года оптовые цены на топливо выросли на 20–30%, а розничные — на 2–6%.