Российская экономика потеряла триллионы рублей из-за списания долгов банкротам
За последние 5 лет российская экономика лишилась более 10 трлн рублей из-за списания долгов при банкротствах — именно столько потеряли кредиторы, заявил замглавы Федеральной налоговой службы (ФНС) Константин Чекмышев. По его словам, каждый год кредиторы упускают сотни миллиардов рублей выгоды от распродажи имущества банкротов.
«12 трлн рублей потеряла экономика за 5 лет. Столько было списано долгов. Это то, что потеряли кредиторы — что они собирались вкладывать в бизнес, то, что должно было быть кровью экономики, — заморожено, затромбировано институтом банкротства», — сказал Чекмышев на конференции «Ведомостей» «Институт банкротства в России».
Из общей суммы потерь 3,4 трлн рублей пришлись на 2020 год. Замглавы ФНС подчеркнул, что ситуация постоянно ухудшается. Кроме того, за последний год в два раза увеличилась доля затянувшихся банкротств — до 63%. Хотя ещё недавно дольше установленного срока в 2 года затягивалась только каждая третья процедура.
Чекмышев указал и на неэффективность процедуры торгов, на которых распродают имущество банкротов, поскольку из-за неё кредиторы каждый год теряют около 500 млрд рублей — такова разница между рыночной стоимостью распродаваемых активов и итоговой стоимостью имущества. По словам замглавы ФНС, активы при банкротстве в среднем продаются в пять раз дешевле рыночной стоимости, в связи с чем кредиторы получают не более 5% задолженности.
Решение есть
Исправить ситуацию должна помочь реформа института банкротства, отметил Чекмышев. В мае правительство внесло в Госдуму законопроект, который, в частности, предусматривает:
- введение реструктуризации долгов;
- назначение арбитражных управляющих на основе открытого рейтинга;
- ответственность для арбитражных управляющих;
- англо-голландские аукционы;
- создание открытого маркетплейса для распродажи активов банкротов.
Предложенные поправки «Секрет» вместе с экспертом подробно разбирал здесь.
По мнению замглавы ФНС, арбитражные управляющие и юристы — основные бенефициары несовершенного института банкротства в России, которые знают, как превратить процедуру банкротства в выгодный для себя бизнес.
«Всё профессиональное сообщество в банкротстве сложилось на конфликте, на несовершенстве закона, на том, что процедуры непрозрачны. <…> Банкротство — это действительно война, в которой появляются жертвы в виде экономических субъектов», — отметил он.
Чекмышев добавил, что реформа превратит арбитражного управляющего из бенефициара института банкротства в обычного менеджера.
Ранее «Секрет» рассказывал, что на грани банкротства оказалось каждое седьмое предприятие в России. Эти компании выпускают продукцию, которая неконкурентоспособна, а зачастую и просто не нужна.
Фото: Киселев Сергей/Агентство «Москва»