«Эмоции двойственные». Эксперт рассказал, что ждать от реформы закона о банкротстве
Механизм банкротства юрлиц в России кардинально изменится. Поправки, предложенные Минэкономразвития, носят столь масштабный характер, что по праву могут именоваться новым законом о банкротстве — на первый взгляд более современным и соответствующим ожиданиям общества. Но принесут ли эти поправки качественное изменение института банкротства? Разберём основные положения реформы.
Какие новшества нас ждут:
1. Сократится число процедур: наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление заменят одной — реструктуризацией долгов
Необходимость сократить ненужные и неработающие инструменты назрела, однако вряд ли можно ожидать, что механическое сведение трёх неработающих процедур в одну сделает её работающей и позволит большему числу должников восстановить платежёспособность и вернуться на рынок. Предполагается, что должники будут самостоятельно готовить план реструктуризации долгов. Он может включать:
- конвертацию долгов в доли в уставном капитале компании-должника, акции, облигации и другие ценные бумаги;
- реорганизацию компании-должника;
- продажу предприятия целиком или частями;
- замещение активов;
- изменение порядка и объёма погашения долгов и др.
Срок реструктуризации ограничивается четырьмя годами, но его можно продлить ещё на четыре года.
К сожалению, предлагаемый набор мер не несёт в себе эффективно работающего механизма поддержки бизнеса в сложных экономических ситуациях. Можно предположить, что конкурсное производство так и останется единственной работающей процедурой в банкротстве.
2. Должников будут делить на три группы, а реестр требований кредиторов увеличится с трёх до восьми очередей
Поправками предусмотрено, что в зависимости от стоимости активов и доходов за предшествующий банкротству год будут формироваться три группы должников:
- I группа: граждане, ИП и юрлица с доходом не более 800 млн рублей и активами не более чем на 300 млн рублей;
- II группа: доход не более 2 млрд рублей и не более 1,5 млрд рублей активов;
- III группа: все остальные.
На три группы поделят не только должников, но и саморегулируемые организации (СРО) арбитражных управляющих. Фактически законопроект вводит корреляцию между уровнем профессионализма и ответственности управляющего и возможностью проводить процедуру банкротства того или иного должника.
Предполагается, что разделение должников и СРО на группы сделает арбитражное управление более узкоспециализированным, а значит, более профессиональным. Сбудется ли эта надежда — покажет практика, однако обратной стороной такой градации может стать вымывание менее обеспеченных управляющих из профессии и отсутствие кандидатур на бездоходные процедуры.
Увеличение числа очередей реестра устранит существующие в законе пробелы. Сейчас в законе три очереди, но в практике — больше (сейчас узнать о наличии той или иной «пятой, шестой очереди» может только практикующий юрист).
3. Появится квазисуд в лице управляющего
Законопроект возлагает на управляющего обязанность самостоятельно рассматривать требования кредиторов, выносить и публиковать соответствующие решения.
Изменение носит весьма спорный характер по нескольким причинам:
- возможные злоупотребления управляющего по включению фиктивных требований,
- угроза давления на управляющего,
- сомнения в наличии у него достаточной квалификации.
Напрашивается вопрос: почему бы тогда управляющему самостоятельно не признавать недействительными сделки или, например, определять основания для субсидиарной ответственности?
С недавних пор Верховный суд сделал исключение из правила о профессиональном представительстве в арбитраже: для участия в делах о банкротстве представителям нет необходимости иметь высшее юридическое образование. Получается, рассмотрение обоснованности требований кредиторов планируют отдать на откуп лицам, зачастую не имеющим ни юридического образования, ни достаточного инструментария проверки требований, который есть у арбитражных судов.
Суды высших инстанций регулярно исправляют ошибки нижестоящих судов, особенно в крупных и конфликтных процедурах банкротства, — что уж говорить об ошибках управляющих?
4. От должников будут требовать прекратить хозяйственную деятельность
Законопроект предлагает ограничить хозяйственную деятельность должника девятью месяцами с даты открытия конкурсного производства. Предполагается, что это позволит избежать затягивания процедуры банкротства.
Нововведение можно было бы оценить положительно, если бы не вопрос, кто и как обеспечит сохранность имущества должника, будет поддерживать оборудование в работоспособном состоянии и удержит квалифицированный персонал (при продаже предприятия целиком), если инвентаризация, оценка и «упаковка» имущества или связанные с этим споры затянутся по объективным причинам. Эти и другие проблемы управляющий вынужден будет решать в условиях отсутствия денег и возможности их получить.
5. Ответственность арбитражных управляющих ужесточат, а оплату — сократят
Арбитражного управляющего ожидает ответственность не только за недобросовестные действия, но и за неэффективную работу, а ежемесячная оплата его труда уступит место фиксированному единоразовому вознаграждению.
Уже сейчас постоянно и быстро меняющаяся практика увеличивает груз ответственности арбитражного управляющего — зачастую он вынужден действовать в условиях правовой неопределённости с риском того, что его действия впоследствии признают незаконными.
Законопроект лишь усиливает это, внося такие неоднозначные предложения как возможность для собрания кредиторов «принять решение об освобождении» (здесь стоит подчеркнуть термин «освобождение») арбитражного управляющего, если имущество должника не было реализовано в максимально короткие сроки и по максимально высокой цене. Очень спорная взаимосвязь — цену диктует рынок, а скорость продажи зачастую зависит от лиц, участвующих в деле о банкротстве (участники собрания кредиторов) или суда.
Оплату труда, размер которой не индексировался уже много лет, предлагают заменить фиксированной выплатой в размере от 100 000 рублей (за должников 1-й группы) до 500 000 рублей (за должников 3-й группы). Помимо фиксированной платы управляющие смогут рассчитывать на 2–10% от поступивших в конкурсную массу средств вместо 3–7% от размера удовлетворенных требований реестровых кредиторов, которые выплачиваются сейчас.
При первом взгляде может показаться, что общая сумма вознаграждения управляющего увеличится, однако это впечатление обманчиво. Уменьшение оплаты труда при увеличении возлагаемой ответственности ещё никогда не приводило к качественному улучшению результата. Более того, отсутствие достойной оплаты не в лучшую сторону повлияет на независимость управляющего.
6. Введут рулетку с выбором арбитражного управляющего и балльно-рейтинговую систему
Содержавшаяся в первой версии законопроекта формула начисления баллов управляющим из представленного законопроекта исчезла, а формирование новой возложено на правительство.
Хочется надеяться, что формула не будет «прямолинейной», а будет учитывать тот факт, что жалобы на управляющего — часто лишь инструмент борьбы сторон за «лакомый» актив.
Рейтинг — среднее арифметическое баллов всех управляющих — придёт и к саморегулируемым организациям. Информация обо всех баллах будет храниться в новом Государственном регистре арбитражных управляющих.
Там же будет размещаться информация о предстоящем банкротстве, и СРО смогут подать заявку на участие в процедуре, «оплачивая» её баллами своих управляющих. Система отсеет предложивших ниже среднего по конкретному отбору, а из оставшихся выберет случайным образом. Аналогичный порядок будет применяться и при смене одного управляющего другим.
В попытках пресечь практику назначения лояльных к должнику арбитражных управляющих законодатель лишает и добросовестных кредиторов возможности назначить проверенного, гарантированно незаинтересованного управляющего. Окончательное слово в назначении останется за судом. Он сможет отказывать в утверждении управляющего в случае отсутствия у него «достаточной компетентности, добросовестности и независимости», что само по себе оставляет место для судейского усмотрения, иногда граничащего с произволом.
7. Разработают новые правила торгов и запустят маркетплейс
Действующая процедура продажи имущества должника-банкрота с аукциона предусматривает торги «на повышение» — заинтересованные покупатели могут предложить цену выше той, что установил управляющий. И только если такие торги дважды ничем не закончились, покупателям разрешают предлагать цену ниже (при этом участники действуют вслепую и не видят заявки друг друга).
Поправки Минэкономразвития предусматривают так называемый голландский аукцион: в рамках одного торгового дня можно провести торги «на повышение», а если желающих купить имущество по данной цене не найдётся, то цена пойдёт «на понижение». Как только на любом этапе снижения появляется заявка от участника, то другой претендент может сделать ставку только выше. Это нововведение должно ускорить продажу имущества банкротов и не будет мотивировать покупателей ждать, когда можно будет купить его по сниженным ценам.
Также законопроект предлагает перевести все торги в процедуре банкротства на отобранные правительством онлайн-площадки для госзакупок и создать единую информационную систему раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы — маркетплейс, — что позволит привлечь больше непрофессиональных участников торгов (идею уже одобрили в ФНС. — Прим. «Секрета»).
Почти все предлагаемые изменения вызывают двойственные эмоции. Впрочем, готовиться жить по новым правилам уже пора — на совещании с правительством 10 февраля президент поручил уже в весеннюю сессию принять закон, «создающий основу для комплексного реформирования института несостоятельности (банкротства)» юридических лиц. Надеюсь, что при рассмотрении законопроекта учтут интересы не только государственных органов, но и участников банкротного рынка.
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com