26 мая в 15:15
2 мин.

В России предложили ввести особую форму занятости для курьеров и таксистов

Исследователи Высшей школы экономики (ВШЭ) изучили рынок труда и пришли к выводу: в России нужно ввести новый вид занятости для людей, которые работают посредниками между онлайн-платформами и получателем услуг. Речь идёт о курьерах, таксистах, программистах, косметологах и т. д. По прогнозам экспертов, число «платформенно занятых» к 2030 году возрастёт с 6–8 до 15 млн человек.
В России предложили ввести особую форму занятости для курьеров и таксистов

Как сообщил РБК, исследование проводили при участии представителей платформы для электронной торговли Ozon, такси-агрегаторов «Ситимобил», «Яндекс.Такси», а также ряда министерств и ведомств.

Авторы исследования отметили, что люди, которые работают с различными онлайн-платформами и агрегаторами, не вписываются в существующие трудовые отношения. Поэтому они либо работают неофициально, либо оформляются как индивидуальные предприниматели или самозанятые. По мнению экспертов, даже если работники как-то регистрируют свою деятельность, они не могут защитить свои трудовые права, поэтому их можно называть «фиктивно самозанятыми».

Как решить проблему?

В ВШЭ предложили ввести новую категорию занятых — «независимые работники». В их работе не будет обязательных правил по продолжительности рабочего дня и минимальной оплаты труда, но зато они получат право на коллективное представительство своих интересов. Социальную помощь «платформенно занятым» могут оказывать онлайн-платформы совместно с государством, считают эксперты. В частности, речь идёт о совместном страховании социальных рисков.

Также в ВШЭ предложили разделить «платформенную занятость» на несколько типов, а потом для каждого создать нормативную базу. Сейчас таким образом закон работает в отношении предпринимателей — для каждого типа предпринимательства действует своя трудовая база.

По прогнозам авторов исследования, число «платформенно занятых» будет увеличиваться в сфере IT, электронной торговли, курьерской доставки, такси и других персональных услуг. В то же время они предупредили: если не внести поправки в законодательство, платформенная экономика будет свёрнута либо уйдёт в тень.

Ранее «Секрет» сообщал, что поставщики рыбы и морепродуктов уличили компании в массовом переводе курьеров в самозанятые для экономии на налогах. Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка (АПТПРР) России попросила Федеральную налоговую службу (ФНС) проверить сервисы доставки.

Фото: Pixabay, Pixabay License

Главные новости бизнеса, экономики и финансов — на нашей страничке во «ВКонтакте».

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе
Новости партнеров