secretmag.ru
Опубликовано 07 февраля 2020, 10:25

Раскрыты источники происхождения миллиардов Мишустина

Раскрыты источники происхождения миллиардов Мишустина

Управляющий партнёр инвестгруппы UFG Полина Герасименко рассказала о бизнес-доходах семьи премьер-министра Михаила Мишустина. Информацию о том, сколько зарабатывал он и его родные, Герасименко предоставила в ответ на запрос журналистов РБК с согласия семьи премьера.

В сумме доходы семьи Мишустина от траста UFG с 2010 по 2015 год составили $33,55 млн. По текущему курсу ЦБ это соответствует 2,15 млрд рублей.

Добавленная ценность

Мишустин занялся инвестициями во время непродолжительного перерыва в его многолетней карьере чиновника. До этого он занимал пост руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, а ещё раньше работал на разных должностях в государственной налоговой службе.

В 2008 году будущий премьер временно покинул госслужбу и уже в марте стал управляющим партнёром «UFG Asset Management» и президентом «UFG Capital Partners». На своём посту он курировал расширение международного присутствия инвестгруппы, развитие венчурного финансирования и технологических инвестиций, а также инфраструктурные проекты.

В апреле, через месяц после прихода в UFG, Мишустин создал семейный траст для владения связанными с группой активами. По словам Герасименко, это «обычная практика» для партнёров крупных инвесткомпаний. Через траст Мишустин владел 25%-ми долями во всех фондах, уже существовавших на момент его назначения. При создании новых фондов он также становился учредителем с долей 25%.

В UFG пояснили, что столь весомую долю сразу после прихода в бизнес Мишустин получил из-за того, что его «уникальный опыт и технологические знания создали добавленную ценность для компании». Но доходность этих долей зависела только от эффективности его работы.

В качестве соинвестора и топ-менеджера Михаил Мишустин пробыл почти два года, его доход за это время составил $2,5 млн (79 млн рублей). Эти деньги — вознаграждение ключевого руководителя, пояснила Герасименко. Чиновник задекларировал их в 2010 году, когда вернулся на госслужбу. Представительница UFG подчеркнула, что большая часть этого вознаграждения — не зарплата, а бонусы по сделкам. Всего под управлением группы только в 2008 году находилось более $2 млрд.

Распродажа траста

Перед возвращением в налоговую Мишустин передал 100% собственности своего траста супруге, Владлене Мишустиной. Таким образом он выполнил требования закона для чиновников, которые не могут заниматься бизнесом или иметь инвестиционные активы. Полина Герасименко заверила, что после назначения руководителем Федеральной налоговой службы (ФНС) Мишустин разорвал все коммерческие связи с инвестгруппой.

Между тем на траст наложили обязательство перед партнёрами UFG о продаже этих активов. UFG договорились с Владленой Мишустиной, что у неё будут выкупать доли по мере нахождения покупателей. В последующие три годы жена Мишустина получала доходы от продажи долей траста UFG: всего она задекларировала $11,55 млн.

Однако в 2013 году ограничения для чиновников распространили и на их жён. Мишустина с согласия партнёров UFG передала траст матери и сестре супруга — Луизе Мишустиной и Наталье Стениной. В дальнейшем они также получали доход от продажи активов. В частности, доходы Луизы Мишустиной от фондов UFG в 2013–2015 годах составили $11,9 млн. Доходы Стениной за тот же период были чуть скромнее — $10,1 млн.

Семья Мишустина дала согласие на обнародование информации от UFG на фоне разгоревшегося в СМИ скандала вокруг доходов и недвижимости нового премьер-министра. Происхождение богатства потребовал объяснить Фонд борьбы с коррупцией, основанный Алексеем Навальным. По данным фонда, членам семьи нового главы правительства принадлежит недвижимость стоимостью около 3 млрд рублей. При этом задекларированный доход Мишустина в 2018 году составил около 19 млн рублей, а его супруги — 47,7 млн рублей.

Фото: kremlin.ru, CC BY 4.0

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!

Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска — исключительно ваша задача.

Редакция «Секрета фирмы» не несёт ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном материале. И не рекомендует использовать эту информацию в качестве единственного источника при принятии инвестиционного решения.