Рабочая лошадка китайского автопрома. Сможет ли JAC стать новым «Москвичом»
В мае концерн Renault ушёл из России, завод компании достался столичной мэрии. Тогда же новый собственник вместе с Минпромторгом и КамАЗом начали переговоры с китайскими автопроизводителями об использовании предприятия. Там будут выпускать автомобили под маркой «Москвич». 6 июля появились изображения модельного ряда, включающего даже один электромобиль. На рисунках сразу же узнали продукцию китайского автозавода JAC Motors. Опрошенные «Секретом фирмы» эксперты в целом позитивно оценили перспективы сотрудничества с китайским производителем.
Китайский «Москвич» или московский китаец
На представленной заводом презентации показаны пять моделей «Москвичей». Среди них автомобили С-класса, кроссовер и даже электромобиль.
«То, что показали на презентации, очень явно напоминает автомобили китайской компании JAC. Ещё пару месяцев назад компания JAC называлась в числе претендентов на то, чтобы её автомобили собирали на новом автозаводе под брендом "Москвич". Компания JAC — партнёр нашего КамАЗа, а последний будет участвовать в этом проекте», — заявил пресс-секретарь агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
Действительно, в середине мая среди возможных партнёров по производству машин на московском заводе называли JAC Motors, FAW и BYD.
Об этом же сказал и главный редактор журнала «Авто.ру» Михаил Цымбал. «Судя по тем изображениям будущих моделей "Москвич", которые были представлены накануне, да, это модели JAC. Правда, для российского рынка они могут получить некоторые изменения — и в техническом плане (заявленные характеристики несколько отличаются от тех, которые актуальны для китайского рынка), и в оснащении», — сказал собеседник «Секрета»
Китайское качество
В плане качества особых нареканий продукция JAC у автоэкспертов не вызывает. Обозреватель Игорь Моржаретто считает, что машины компании JAC вполне качественные, хотя их нельзя считать передовыми.
«Мне кажется, наше правительство искало в партнёры компанию, которая могла бы предложить надёжные и доступные по цене машины. Поэтому был выбран JAC. Это не самая прорывная компания, но это твёрдый середняк. Компания никогда не отличалась особой активностью на российском рынке», — сказал эксперт.
Также он напомнил, что JAC стала единственной китайской компанией, которая производит электромобили.
Михаил Цымбал отметил, что пока говорить о качестве автомобилей JAC сложно. Хотя за последние годы качество китайского автопрома стало гораздо лучше.
«В России пока продано не очень много автомобилей JAC из их современной линейки, и какой-то объективной статистики по отказам пока нет. Если же посмотреть на машины других китайских брендов, представленных в России, то их качество в целом уже не вызывает столько вопросов, как 5–7 лет назад. Это современные и неплохо сделанные машины», — рассказал он.
Автоэксперт Алексей Аксёнов отметил, что JAC «входит в топ производителей машин в Китае и может конкурировать со своими аналогами». «Ещё 15 лет назад китайский автопром — это было страшное зрелище. Но сейчас китайские автомобили — это небо и земля. Сейчас это нормальные машины с полноценным функционалом», — добавил собеседник.
Он признал, что на китайских машинах стоят устаревшие двигатели от Mitsubishi, но их нельзя назвать плохими — они вполне надёжные.
В марте «Секрет» уже писал о росте доверия россиян к китайскому автопрому. Тогда опрошенные эксперты сказали, что за последние годы качество машин из КНР выросло.
Мнения автовладельцев
Владельцы автомобилей JAC, судя по отзывам на сайте Drom, в большинстве своём довольны выбором. Хотя всё же есть вопросы — в частности, к сервису.
Один из пользователей жалуется на отсутствие специалистов у дилера, долгое ожидание расходников и странную гарантийную политику.
Владелец лёгкого грузовика N120 пишет, что через 50 000 км пробега «пропала вторая передача и заднюю стало выбивать, очень долго ждал запчасти, почти месяц ремонтировали». Кроме этого, начал троить двигатель и были проблемы с проводкой.
Владелец грузовичка N56 пишет, что основные проблемы у JAC с проводкой. «Вроде Bosch, только на настоящий Bosch совсем не похоже, качество отвратительное», —жалуется автовладелец.
«Для бюджетного китайского коммерческого автомобиля — прокатит, до европейских машин ему ещё расти и расти, всё же китайцы сильно экономят на качестве сборки. Краски и лака жалеют на машину, тут у них с японцами общая проблема, машина быстро ржавеет в местах, где сколы от краски», — заключил владелец N35.
Однако стоит отметить, что от владельцев легковых автомобилей JAC нареканий гораздо меньше. Они отмечают проблемы с шумоизоляцией, механической коробкой передач и электроникой.
Новичок на российском рынке
Представитель «Автостата» в комментарии «Секрету» признал, что пока что у JAC невысокие продажи в России. При этом часть машин этой марки собирают в Казахстане и импортируют в РФ.
По данным агентства, за 6 месяцев 2022 года в России было продано лишь 395 легковых машин этой марки. Для сравнения, по данным «Ассоциации европейского бизнеса», тех же китайских машин Haval за этот период удалось продать 11 652, а Geely — 7910.
Причём продажи машин JAC снизились на 58% по сравнению с первым полугодием 2021 года — тогда удалось продать 946 машин. Самой популярной моделью оказался пикап Т6 — в 2022 году приобрели 225 автомобилей.
Автоэксперт Алексей Аксёнов напомнил, что этот производитель достаточно хорошо представлен в грузовом сегменте. Китайский завод выпускает лёгкие грузовики, которые есть на российском рынке. Поэтому это не новая для России компания.
Вопрос цены
Конечно же, российских автовладельцев сильно беспокоит вопрос цены. Ведь JAC может стать тем самым народным автомобилем, на котором не стыдно ехать не только по просёлочным дорогам, но и по улицам мегаполиса.
Но представитель «Автостата» считает, что цены на все машины в России «оторвались от реальности». «Сегодня цены на автомобили JAC начинаются от 1,3 млн рублей. Но сейчас и Lada Vesta дороже 1 млн рублей», — сообщили в агентстве.
«Пока что речь идёт о крупноузловой сборке, поэтому я не думаю, что они будут сильно дешевле, чем те (которые привозят из Китая. — Прим. "Секрета"). Я надеюсь, что они будут дешевле, но незначительно. Условно говоря, сейчас они стоят 1,3 млн рублей, но будут стоить 1,1–1,2 млн рублей. Но я могу только предполагать. Они появятся только к концу года, за это время ещё столько событий может произойти: что будет с рублём, что будет в геополитике», — сообщил пресс-секретарь агентства Азат Тимерханов.
Главный редактор журнала «Авто.ру» Михаил Цымбал также отметил, что сейчас сложно спрогнозировать цены на автомобили JAC, которые будут собирать в Москве. Но ожидать совсем дешёвых машин не стоит.
«Всё будет зависеть от договорённостей и условий, которые сможет предоставить правительство Москвы. Но если посмотреть на примеры других российских автозаводов, то локализация производства обычно не приводила к снижению цены для потребителей, а вся экономия уходила в маржу производителя. Так что рассчитывать на низкие цены я бы не стал», — отметил автоэксперт.
Фото: Александр Щербак / ТАСС