«Пусть поездят, потрясутся». В России оценили идею пересадить чиновников на Lada
Глава Минфина Антон Сиуланов нашёл способ поддержать отечественный автопром. По его словам, если пересадить всех чиновников на автомобили Lada, то государство сможет обеспечить бизнесу спрос и продажи машин. «Секрет фирмы» поинтересовался у экспертов, реально ли воплотить в жизнь предложение министра и позволит ли оно улучшить российские автомобили.
Своё предложение Антон Силуанов озвучил на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). По словам министра, России нужно опираться на «собственные силы и дружественных партнёров» и развивать сферы, которые требуют восстановления и воспроизводства «нашими руками».
«Государство должно взять на себя риски бизнеса по реализации товаров, обеспечить спрос, например, можно пересадить чиновников на ''Лады''», — сказал глава Минфина.
Чиновников в России уже пересаживали с иномарок на отечественные авто. В апреле 1997 года президент Борис Ельцин подписал соответствующее распоряжение. Сама идея принадлежала первому вице-премьеру правительства, экс-губернатору Нижегородской области Борису Немцову. По задумке, госзаказ должен был поддержать Горьковский автозавод (ГАЗ), находящийся в Нижнем Новгороде. Чиновников решили пересаживать на «Волгу».
После подписания документа сам Ельцин продолжал ездить на Mercedes. Это объясняли требованиями безопасности к кортежу главы государства. Но министры, губернаторы и мэры тоже не торопились с пересадкой на «Волгу». В итоге в апреле 1999 года президент отменил своё распоряжение.
Назад в будущее
Зампред комитета Госдумы по транспорту Рафаэль Марданшин сказал «Секрету», что предложение Силуанова действительно напоминает идею с пересадкой чиновников на «Волгу».
«С одной стороны, это поддержка производителя. Но если в приказном порядке пересаживать чиновников на российские машины, у производителей потеряется стимул улучшать качество автомобилей. Они будут понимать, что спрос им в любом случае гарантирован. Так что это палка о двух концах», — уверен депутат.
Автоэксперт Вячеслав Субботин назвал предложение Силуанова благородным, но утопичным. По его мнению, как и в конце 1990-х, чиновники пересаживаться на отечественные машины не станут, даже если их обяжут.
«Идея, конечно, благородная, но она утопична, как и идея коммунизма. Раз человек стал большим чиновником, значит, он положил на это очень много средств и сил. И он не пересядет на Lada Granta, которая плохо ездит, плохо управляется и тормозит, в которой нет комфорта. Но главное, в этой машине нет престижа. Никто не пересядет, все просто посмеются и продолжат ездить на BMW и Mercedes», — объяснил Субботин.
Собеседник предположил, что идею с пересадкой чиновников неслучайно озвучил именно глава Минфина. По его словам, министр пытается найти хоть какой-то способ «порционно впрыснуть финансы в автомобильную отрасль».
Поездят, потрясутся
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков назвал предложение Силуанова правильным. По его словам, в 1990-х он поддерживал и кампанию по пересадке чиновников на «Волгу».
«Если (глава Минпромторга РФ Денис) Мантуров, как председатель совета директоров ''АвтоВАЗа'', пересядет на Lada Granta, он быстрее поймёт насущные проблемы этого автомобиля. Он быстрее поймёт, что эту машину нужно менять на современные модели авто», — сказал эксперт.
Он не согласился с мнением, что автопроизводители не станут вкладываться в развитие производства при наличии гарантированного спроса. У каждой компании, указал Моженков, есть стратегия развития на 5–10 лет, и «АвтоВАЗ» не будет 10 лет выпускать Lada Granta в одной и той же комплектации.
«Мера (предложенная Силуановым) нормальная, пусть чиновники немножко поездят, потрясутся. Мне кажется, на работу они будут ездить на "Гранте", а на выходных и в отпуска — на хороших иномарках, которые у них есть», — добавил президент РОАД.
Фото: vk.com/lada