Психологи объяснили, откуда берётся чувство вины за сделанные покупки
Шопинг считается идеальным способом борьбы с грустным настроением и усталостью. Сложная неделя, на работе нагружают, погода плохая — пора ехать за брендовыми шмотками. Однако радость от покупок довольно скоро сменяется дофаминовой ямой и стыдом. Почему так происходит и чего вдруг обновочки перестают радовать? Ответ дал психолог Павел Раков.
Причина стыда за внезапный и эмоциональный шопинг может крыться в неуверенности в себе, низкой (или, скорее, заниженной) самооценке и внутреннем протесте тратить деньги на себя.
Кроме того, многим свойственно воспринимать покупки как потакание своим желаниям потреблять, которые противоречат духовным ценностям. Ну и момент ограниченного бюджета никто не отменял.
«Человек считает, что чего-то не достоин. Покупая дорогие и интересные вещи, он испытывает не самые приятные эмоции. И глядя на окружающих, такой человек думает: "Им можно. А я ещё не заработал"», — объяснил Раков.
Есть и возрастной фактор — чем мы старше, тем более бережливыми становимся. Раков отметил, что это типичный гормональный спад. Правда, с возрастом приходит и зачастую психологическое успокоение, которое позволяет безболезненный отказ от покупок.
Кстати, сейчас повод для шопинга есть — да и такой, что за него точно не будет стыдно. Ведь на носу новогодние праздники, и пора за подарками. Но тут свои сложности — и дело даже не в том, что на покупку презентов нужно потратить время и деньги. Иногда сложность возникает уже на этапе идеи. Особенно если сюрприз предназначен не кому-то близкому. Вот, к примеру, что подарить коллегам, чтобы это было и приятно, и уместно? К счастью, специалисты по этикету во всём разобрались за нас.