secretmag.ru
Опубликовано 13 апреля 2021, 20:00
2 мин.

Против «Яндекса» завели дело о дискриминации сервисов-конкурентов. Акции компании рухнули

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против «Яндекса» из-за нечестной конкуренции и дискриминации. По мнению ведомства, поисковик компании ограничивал показы других сервисов в пользу продуктов самого IT-гиганта.

Против «Яндекса» завели дело о дискриминации сервисов-конкурентов. Акции компании рухнули

Предыстория

В феврале ФАС обязала «Яндекс» создать равные условия показа в поисковике и не ограничивать других участников, в том числе конкурентов.

Ведомство утверждало, что в своей поисковой выдаче «Яндекс» ставил собственные сервисы в более выгодное положение. По данным ФАС, «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Медиасервисы» и «Кинопоиск» появлялись в так называемых «колдунщиках». Это графические элементы в поисковой выдаче на экране пользователя, которые уводят его на определённые сервисы и позволяют искать билеты, квартиры и другие товары.

ФАС заподозрила, что другие участники рынка не могли полноценно пользоваться той же самой технологией. Антимонопольное ведомство обязало «Яндекс» полностью раскрыть для всех компаний свои способы продвижения ссылок и привлечения внимания пользователей, в том числе с помощью «колдунщиков».

На доминирующее положение отечественного IT-гиганта, в частности, жаловались такие компании, как ivi, Avito, 2ГИС, «Профи.ру», «Циан», «Туту.ру», Zoon, «Кассир.ру», OneTwoTrip, SkyEng, YouDo. Накануне свои претензии к компании высказали владельцы парикмахерских и салонов красоты.

Антимонопольное дело

Как сообщила пресс-служба ФАС 13 апреля, «Яндекс» не исполнил требования почти двухмесячной давности. Теперь IT-гиганта ждёт проверка и оценка последствий, к которым могли привести антиконкурентные практики. Если факт нарушения и ограничения конкуренции подтвердится, компании грозит оборотный штраф от суммы выручки на рынке.

В самом «Яндексе» с претензиями ФАС не согласились и заявили о готовности отстаивать свою позицию. Представители компании убеждены, что «колдунщики» помогают интернет-магазинам продвигать товары. По данным «Яндекса», больше 30 000 компаний бесплатно пользуется этой технологией.

«Обогащённые ответы на поиске — это мировая практика, все поисковики дают расширенные ответы пользователям <...> Более того, мы уже расширяем доступные технологии обогащённого ответа для наших партнёров», — сообщила пресс-служба.

Исполнительный директор ИТ-коалиции, которая жаловалась на поисковик, Игорь Наймушин указал на серьёзные потери трафика среди независимых интернет-сервисов из-за неконкурентных практик «Яндекса». Он также выразил надежду на то, что регулятор завершит расследование в короткие сроки.

Акции «Яндекса» на новостях о новом витке спора с ФАС рухнули. Бумаги компании на Мосбирже дешевели на 7%, до 4356 рублей, однако к закрытию торгов они вернулись к росту.

Фото: Flickr, CC BY-SA 2.0

Кратко о деньгах, бизнесе, финансах в твиттере «Секрета».