secretmag.ru
Опубликовано 22 июля 2020, 15:51

Пропали с экранов. Как пандемия изменила киноиндустрию

С 1 августа в Москве заработают кинотеатры, которые закрыли для посетителей из-за коронавируса ещё в конце марта. Однако игроки рынка не сидели сложа руки — за последние полгода в России набрали мощь онлайн-платформы и кинотеатры драйв-ин. Перейдут ли все премьеры в онлайн и какое будущее ждет кино под открытым небом?

Пропали с экранов. Как пандемия изменила киноиндустрию

Рост онлайна

Пандемия сильно изменила киноиндустрию: пока кинотеатры были закрыты, стало окончательно ясно, что онлайн-платформы отхватили жирный кусок рынка.

За апрель просмотры фильмов в онлайн-кинотеатре Okko выросли на 90%, рассказали в пресс-службе компании. Количество посетителей увеличилось примерно на 40% по сравнению с мартом. Сейчас аудитория Okko — 17 млн пользователей, в шесть раз больше, чем в 2019-м (2,7 миллиона). Представители онлайн-площадки ivi заметили прирост аудитории в сравнении с прошлым годом, но конкретные цифры в компании не раскрывают.

Зарубежный сервис Netflix тоже показал беспрецедентный рост в период самоизоляции: по данным сервиса, с начала 2020 года число подписчиков выросло на 26 млн.

Но котировки Netflix рухнули на признании, что таких подписок, как на весеннем пике пандемии, уже не будет. Доходы компании тоже не оправдали ожиданий инвесторов: $6,15 млрд против $6,08 млрд, о которых говорили аналитики.

Перейдут ли все премьеры в онлайн

Игроки рынка предпочли бы совместить офлайн- и онлайн-кинотеатры, отметил эксперт диджитал-консалтинговой компании AIC Максим Ханов, но, если учитывать пандемию, интернет побеждает. К примеру, компания Universal Pictures запустила онлайн-прокат «Троллей» 10 апреля на фоне пандемии коронавируса и закрытия кинотеатров по всему миру.

В первые три недели мультфильм заработал в интернете $100 млн и окупился. А ещё фактически спровоцировал конфликт с крупнейшей в США сетью кинотеатров AMC, которая отказалась показывать фильмы Universal Pictures после успеха мультфильма.

Впрочем, онлайн-платформы в качестве премьерной площадки не так прибыльны, как классические кинотеатры. «Сами платформы лукавят со своими показателями, и точно посчитать маржинальность онлайн-премьер невозможно. Но в нынешних посткарантинных условиях гораздо прибыльнее премьера в классическом прокате, а потом размещение на онлайн-платформе», — отметил кинопродюсер Илья Исаев.

Режиссёры Уэс Андерсон и Кристофер Нолан, известные исключительной эстетикой своих картин, активно выступают за показ фильмов только на больших экранах. Так что онлайн-платформам всё ещё предстоит побороться с широким форматом и принципиальными художниками.

Расцвет автокинотеатров

Засидевшимся дома россиянам надоело смотреть телевизор: так появился спрос на кинотеатры драйв-ин, или автокинотеатры, расположенные под открытым небом.

Дополнительный доход компании получают за счёт продажи напитков и снеков, отметил Максим Ханов. Но всё равно драйв-ин не приносит много денег: там не крутят новые фильмы, а берут только повторный прокат, отметила Светлана Максимченко, гендиректор «Москино» городского департамента культуры. Средняя стоимость билета на показ в московском автокинотеатре — от 600 рублей за машину.

Пока непонятно, сразу ли зритель вернётся в кинотеатры и как быстро восстановится докарантинная заполняемость залов, констатировал кинопродюсер Илья Исаев. «Очевидно, что драйв-ин по прибыльности не сравнится с обычным кино, и это была антикризисная мера, эксперимент, опыт которого пригодится при возможной новой волне пандемии», — объяснил Исаев.

Эксперты сходятся во мнении, что, как только откроются обычные кинотеатры и пройдет летний сезон, кино под открытым небом потеряет свою популярность.

Фильмы, которые ждут нас

Кинотеатры в Москве откроют уже 1 августа. Для их работы есть два условия: не более 3000 общих мест, которые должны заполняться менее чем на 50%. Но пандемия подкосила не только кинопоказы, но и кинопроизводство: мировые студии изменили график премьер, а съёмочные процессы остановились.

Самые ожидаемые релизы — «Мулан», «Новые мутанты» и «Оленьи рога» — компания Disney перенесла на неопределённый срок. Warner Bros. отложили премьеру «Чудо-женщины 1984» на октябрь. Четвёртую часть «Матрицы» и «Конг против Годзиллы» передвинули на 2021 год.

Но Светлана Максимченко утверждает, что всё не так плохо. Кинотеатры представят публике новую российскую комедию «Хэппи энд» и триллер «Неистовый» с Расселом Кроу.

Ещё одно направление для большого экрана — релизы премьер, которые уже состоялись онлайн: «Фея» Анны Меликян с Константином Хабенским, авторская драма «О бесконечности» Роя Андерсона, «Спутник» Егора Абраменко с Петром Фёдоровым, Оксаной Акиньшиной и Фёдором Бондарчуком.

Фото: depositphotos.com, mskagency.ru/Кирилл Зыков