«Признак стабилизации». Экономисты оценили снижение ключевой ставки до 17%
Центробанк внепланово снизил ключевую ставку с 20 до 17% и допустил, что в будущем может опустить её ещё сильнее. В пресс-службе регулятора отметили, что риски для российской экономики уже не нарастают, но сохраняются. «Секрет фирмы» обратился к депутату Госдумы Михаилу Делягину и экономисту Валерию Миронову с просьбой рассказать о причинах и последствиях решения регулятора.
«Риски для финансовой стабильности сохраняются, но на сегодняшний день перестали нарастать, в том числе благодаря принятым мерам по контролю за движением капитала. Наблюдается устойчивый приток средств на срочные депозиты», — сообщили в ЦБ.
Регулятор также дал прогноз, что годовая инфляция продолжит расти. При этом в последнее время цены стали подниматься медленнее. Это происходит «в том числе благодаря динамике обменного курса рубля», заявили в Центробанке.
Мнение экспертов
«Это снижение непринципиально и некритично, это демонстративное снижение. Это должно подготовить почву для переизбрания (главы ЦБ Эльвиры) Набиуллиной, чтобы она вышла и сказала: "Жизнь-то налаживается"», — считает депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия — За Правду», экономист Михаил Делягин.
Экономист Валерий Миронов заявил «Секрету», что решение Центробанка свидетельствует о положительных тенденциях в экономике.
«Снижение ключевой ставки снижает её на уровень ниже текущей инфляции, которая сейчас составляет примерно 17% и, видимо, будет ещё увеличиваться. Есть прогнозы (что инфляция достигнет) и 20%. Если брать разницу между ключевой ставкой и инфляцией, она становится отрицательной. А значит, она начинает играть стимулирующую роль», — объяснил он.
Сейчас уровень инфляции, по оценке Минэкономразвития, составляет 16,7%. На начало апреля продовольственная инфляция в годовом выражении составляла 18,75%.
По мнению Миронова, Центробанк видит потенциал для рывка — безработицу и незагруженные мощности. Кроме этого, в регуляторе не опасаются того, что деньги уйдут на валютный рынок, поскольку он заблокирован мерами по снижению оттока капитала. В России успокоилась ситуация на внутренних рынках, и Центробанк может использовать ставку по прямому назначению — для стимулирования экономики, рассказал экономист.
«Это (снижение ставки. — «Секрет фирмы») признак того, что произошла определённая стабилизация. Деньги для кредитов становятся дешевле, и теперь заёмщику выгодно брать кредит, потому что он отдаёт его обесценившимися деньгами. Начинается некий стимулирующий рост. Естественно, при рентабельности в экономике 5–6% ни о какой доступности кредитов под 17% говорить не приходится. Но тем не менее это сигнал, что экономика идёт в правильном направлении», — отметил Миронов.
На данных условиях могут кредитоваться только сырьевики или топливно-энергетический комплекс, где есть высокие доходы. Ключевые отрасли экономики государству придётся кредитовать за счёт дотаций, добавил эксперт.
Экономист считает, что санкционный поток с Запада уже иссяк и страны Европы сами столкнулись с ростом цен и проблемами. В будущем ЕС будет применять меньше санкций, а Центробанк видит «свет в конце туннеля», добавил Миронов.
«Вообще считается, что для стимулирования экономики при кризисных проявлениях ставка должна быть отрицательной в реальном выражении на 3–4 процентных пункта. И если инфляция затормозится, а мы видим, что она стабилизируется, то ставка может снизиться ещё на 3–4 (процентных) пункта. Либо, более реально, на 2 пункта, если инфляция вырастет до 19%», — спрогнозировал экономист.
Также решение Центробанка прокомментировал экономист Евгений Коган в своём Telegram-канале.
«Поначалу не ожидал, что снизят так скоро, так как ситуация нынче неопределенная, а инфляция — всё выше. Но, судя по всему, укрепление рубля сделало своё дело. Шаг в 300 б. п. оказался смелее, чем я предполагал. <...> Что ж, и такое решение вполне логично. Тем более что рынок его закладывал в доходности», — написал он.
По мнению Когана, банковские ставки по кредитам снизятся на 1–3 процентных пункта. «Сомневаюсь, что это как-то взбодрит спрос на кредиты, но хотя бы позволит банкам сэкономить на меньших процентах по депозитам», — отметил Коган.
Фото: depositphotos.com