Почти 1914 год. Публицист оценил возможность и последствия военной операции Китая на Тайване
В последнее время отношения между Китаем и островом Тайвань накалились: наблюдатели говорят, что Пекин может осуществить военную операцию для подчинения Тайваня. Глава КНР Си Цзиньпин в переговорах с президентом США Джо Байденом неоднократно поднимал вопрос территории. На острове находится крупнейший в мире производитель чипов — компания TSMC. «Секрет фирмы» обратился к китаеведу Николаю Вавилову с просьбой оценить возможность силового сценария развития событий.
Напряжённый контекст
Островом Тайвань правит Китайская Республика, которую традиционно называют так же, как и сам остров. В 1950 году на Тайвань сбежало китайское правительство Гоминьдана после поражения Коммунистической партии Китая, которая сейчас и правит КНР. Раньше Тайвань претендовал на всю территорию Китая, а Китай, в свою очередь, — на территорию Тайваня. При этом Запад поддерживает островные власти, что вызывает недовольство в Пекине.
Конкретно сейчас Тайвань активно поддерживается США, поскольку остров, по сути, является американским форпостом против усиливающегося Китая. Но в последние месяцы КНР стала всё более активно заявлять свои претензии на остров и проводить демонстрации войск. Например, буквально перед последними переговорами Си Цзиньпина и Джо Байдена китайский авианосец «Ляонин» проследовал через Тайваньский пролив.
Сами переговоры лидеров КНР и США также прошли весьма напряжённо: Си Цзиньпин заявил, что западная поддержка сил, которые выступают за независимость Тайваня, может «привести к катастрофе». Также он подчеркнул, что сейчас отношения между Пекином и Вашингтоном находятся в тупике.
На фоне роста напряжённости Тайвань провёл военные учения на случай возможной силовой операции Пекина. В рамках своих учений КНР высадила десант в Тайваньском проливе, что также намекает на силовую операцию.
На Тайване расположен основной завод по производству чипов компании TSMC. Он производит более 50% процессоров для мирового рынка, а если брать именно передовые процессоры — то 90%.
«Сопоставимо с началом Первой мировой»
Возможность силовой операции Китая в отношении Тайваня оценил для «Секрета фирмы» китаевед-публицист Николай Вавилов. По его словам, сейчас точно взвесить риски довольно сложно.
По поводу возможного подчинения Тайваня Китаю эксперт заявил, что масштаб этого события сложно переоценить. «Это сопоставимо с началом Первой мировой войны», — сказал он. По его словам, основной и традиционный сценарий для Китая — это отказ от силовой операции и установление контроля над островом с помощью мягкой силы и экономического влияния. В 2024 году на Тайване будут выборы, и их может выиграть прокитайская партия, что означает автоматическое вхождение в сферу влияния Пекина.
«Но такой сценарий не устраивает американцев. Именно на них лежит основная ответственность за провокации в адрес Китая со стороны нынешних властей Тайваня. Сами США подливают масло в огонь, это видно. Американцы понимают, что приобретение Пекином Тайваня неизбежно, но они стараются сделать его максимально вредоносным для Китая», — рассказал Вавилов.
Эксперт сравнил ситуацию на Тайване, который постепенно движется к интеграции с Китаем, с Украиной при президенте Викторе Януковиче, которая также сближалась с Россией. В результате Запад сделал ставку на провокацию и недопущение интеграции между странами.
Но на сегодняшний день слишком много факторов, которые влияют на отношения между Китаем и Тайванем: это и выборы в Тайване, и выборы в США, и сложная ситуация в КНР. Пекин сейчас столкнулся с тремя проблемами: новая волна COVID-19, продовольственный и энергетический кризис из-за давления на рынки и девелоперский кризис, подчеркнул Вавилов.
За время пандемии китайцы очень устали, и стране грозят вспышки недовольства. Поэтому Си Цзиньпин может пойти в сторону усиления конфликта с США, если увидит в этом возможность снять внутреннее напряжение, допустил китаевед. Это может привести к силовому сценарию подчинения Тайваня. Сейчас же можно наблюдать беспрецедентное давление Китая на Тайвань: это и залёты военной авиации в воздушное пространство, и другие проявления силы.
«Такого не было с 1996 года, когда был тайваньский кризис», — отметил Вавилов.
Масштабные последствия для мировой экономики
По словам Вавилова, силовой сценарий приведёт к масштабным последствиям для мировой экономики и ухудшит кризис с поставками чипов.
«В краткосрочной перспективе это будет мощнейший шок, потому что прервутся логистические цепочки. А четверть мировых логистических цепочек приходится на Южно-Китайское море и Восточно-Китайское море. На короткое время остановится китайский экспорт. Японский и южно-корейский экспорт будут подорваны, и вообще связи с Юго-Восточной Азией. Это сильно повлияет на китайско-европейскую и российскую торговлю», — рассказал эксперт.
Он напомнил, что большая часть российского трафика идёт по морю, поэтому на ввозе китайских товаров в РФ возможные события на Тайване также отразятся.
«Кроме этого, возможный захват Тайваня отразится на мировой электронике и промышленности. Это коснётся прежде всего производства чипов. Краткосрочно будет миграционный и гуманитарный кризис, так как военная операция будет сопровождаться и гражданскими потерями. Это вызовет и политический кризис — разрыв контактов Китая и США», — считает Вавилов.
Кризис на рынке полупроводников начался ещё в 2020 году, когда мир столкнулся с повышенным спросом на средства для удалённой работы и одновременно — с проблемами в логистике. При этом на Тайване сконцентрирована большая часть производства чипов компании TSMC. Она производит самые высокотехнологические чипы с допуском 5 нм, а в 2021 году анонсировала запуск линии проводников с допуском 2 нм в 2023 году. Даже чипы с допуском 5 нм пока что выпускает только один конкурент — корейская Samsung. Но у TSMC объёмы больше, чем у её коллег из Южной Кореи.
Китай заинтересован в получении контроля над высокотехнологическим производством чипов. Сейчас в КНР нет возможностей для производства чипов с допусками до 2 нм — в Китае только осваивают допуск в 7 нм. Поэтому получение контроля над флагманом в производстве чипов, без которых немыслимо никакое современное устройство, крайне привлекательно для Пекина.
Что касается долгосрочной перспективы, то после получения контроля над островом Китай будет контролировать весь трафик через Тайваньский пролив. Это позволит отслеживать поставки Южной Кореи и Японии, то есть Китай захватит влияние в Юго-Восточной Азии.
«В плане военного присутствия Китая его военно-морские силы получат военный простор в Тихом океане. Их не будет сдерживать размещение военных баз на Тайване, и КНР выйдет на новые рубежи. Но Японию под контроль, скорее всего, поставить не удастся. Она станет максимально проамериканской и начнёт создавать собственные вооружённые силы — сейчас там есть только силы территориальной обороны», — рассказал Вавилов.
Также эксперт спрогнозировал, что несколько стран начнут требовать себе ядерное оружие — прежде всего Австралия и Япония. Но всё равно большая часть Восточной Азии останется под контролем Китая.
«Для России (возможный переход Тайваня под контроль Китая) означает появление ещё более сильного игрока на границах, дружба с КНР может стать безальтернативной. Хотя из-за ухода поставщиков из Австралии и других союзников США доля российских товаров в рамках всего товарооборота увеличится, даже в несколько раз. Это будет очень серьёзный поворот России к Китаю в плане экономики, у нас будет преобладать китайский товарооборот, превышая европейский», — спрогнозировал эксперт.
Основным последствием возможного подчинения Тайваня Китаю Вавилов назвал то, что Пекин укрепит свой статус одного из мировых лидеров. После этого можно ожидать формирования блока стран, которые будут использовать его валюту и оспаривать первенство США. Это станет очень серьёзным шагом к глобализации юаня и приведёт к внутренней перестройке самого Китая, который сейчас во многом ориентирован на глобальный рынок.
Фото: Pixabay, Pixabay License