По всей России массово останавливаются автозаводы из-за нехватки комплектующих

25 марта в 18:01

Российские автозаводы впервые в истории массово останавливают свою работу из-за пандемии коронавируса. Причиной стала нехватка компонентов, которые преимущественно производятся за рубежом.

О простое из-за закрытия границ и срыва поставок уже объявили такие автозаводы, как:

  • Volkswagen (c 30 марта по 10 апреля будет остановлено производство в Калуге и контрактная сборка в Нижнем Новгороде). Предприятия производят модели Volkswagen Tiguan, Volkswagen Polo*, а также Skoda моделей Rapid, Octavia и Kodiaq**;
  • калужский автозавод «ПСМА рус» (70% — у французской PSA Group и 30% — у японской Mitsubishi Motors), который производит модели Peugeot, Citroen, Opel и Mitsubishi (приостановит работу с 1 по 3 апреля, а с 6 по 10 апреля сотрудники будут находиться в коллективном отпуске). На предприятии прекратят сборку всех моделей, кроме Mitsubishi;
  • «Группа ГАЗ» Олега Дерипаски (c 30 марта по 10 апреля приостановят контрактную сборку моделей Skoda). Все заводы находятся в Калужской области, одном из крупнейших российских автокластеров.

Над закрытием также задумался производитель грузовых автомобилей Volvo. В Toyota уведомили о проработке различных сценариев на случай ухудшения эпидемиологической ситуации.

Под угрозой закрытия прежде всего заводы европейских марок, таких как BMW и Mercedes, но даже достаточно высоко локализованное Renault рискует недосчитаться компонентов. Из-за тяжёлой эпидемической обстановки и широкого распространения COVID-19 в Европе свои производства остановили уже многие поставщики деталей для этих автомобилей.

Источники «Коммерсанта» сообщили, что остановка и других производств иностранных концернов в России — вопрос нескольких недель. О перебоях в поставках сообщили уже и на калининградском «Автоторе», где помимо BMW собираются также некоторые модели Kia и Hyundai. Однако заводы в Южной Корее, где производятся детали для этих автомобилей, уже возобновили свою работу, так что эти марки практически вне опасности. Останавливать завод в Калининграде не планируют.

А вот российские сборщики японских автомобилей марок Toyota, Mazda-Sollers и Nissan, которые частично всё же зависят от деталей из Европы, куда в более незавидном положении. Если ситуация не исправится, они могут уйти в простой уже в ближайшие недели, признали на производствах. Заместить европейские компоненты в короткие сроки нереалистично, отметили представители рынка.

Зато российские марки пока чувствуют себя неплохо. В АвтоВАЗе сообщили, что работают по производственному графику, а КамАЗ заявил, что обеспечил себя деталями минимум до конца апреля. Помимо России и Европы компоненты для этих марок поставляют Китай, Турция и Латинская Америка, так что вопрос альтернативных поставщиков «прорабатывается».

Тем не менее эксперты указали, что такой ситуации в российском автопроме ещё не было. Если остановка заводов в Европе затянется, то уже в 2020 году на рынке возникнет проблема с предложением. Ещё до того, как разразилась пандемия, российские автопроизводители предупреждали. О росте цен в 2020 году минимум на 10–12%.

Фото: Wikipedia, CC BY-SA 3.0

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе
Ещё по теме