Перевозка грузов между Россией и ЕС грозит бизнесу огромными переплатами и массовым банкротством
Из-за запрета на въезд российских грузовиков в страны Евросоюза стоимость перевозки грузов для экспортёров и импортёров выросла в четыре-пять раз. После введённых 9 апреля ограничений перевозчики уже потратили лишние 68 млрд рублей. Об этом Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) рассказала в обращении к президенту России Владимиру Путину. Если не ввести зеркальный запрет, издержки вырастут в разы и отрасль ждут банкротства.
В АСМАП заявили, что, если ситуация не изменится, дополнительные издержки до конца года составят ещё 265 млрд рублей. Таким образом, всего за год общая сумма переплат может достигнуть 333 млрд рублей, передал РБК.
Из-за спецоперации на Украине страны ЕС после 9 апреля перестали пускать грузовики, зарегистрированные в России. Впрочем, ограничения не затронули грузоперевозки фармацевтической, медицинской, пищевой и сельскохозяйственной продукции, доставку энергоносителей, цветных металлов и удобрений. По данным АСМАП, из-за санкций вынужденно прекратили работу 3100 российских автопредприятий с общим парком 45 000 автопоездов и штатной численностью более 70 000 человек.
Оставшись без конкурентов, европейские перевозчики многократно подняли тарифы. Стоимость рейса фуры из Европы в Россию выросла с €3200 до €12 000, заявил гендиректор АСМАП Андрей Курушин. По данным ассоциации, объём автомобильных перевозок между Россией и ЕС в 2021 году составил 22,8 млн т. Больше половины перевезли именно российские компании.
Ситуация на рынке не позволяет отечественным игрокам оперативно переориентировать автопоезда для перевозок по России или в другие страны. Из-за этого возникли проблемы с выплатой зарплат, лизинговыми платежами и уплатой налогов. К 1 июня потери доходов международных перевозчиков превысили 9 млрд рублей.
АСМАП предложила запретить фурам из ЕС ездить в Россию и перегружать их товары на границе на местные грузовики. В противном случае многие отечественные предприятия ждёт банкротство. Сейчас на рынке возник профицит фур. Ситуация грозит снижением рентабельности, убытками и проблемами с обновлением парка.
Российским автопредприятиям, пострадавшим от санкций ЕС, необходима финансовая помощь. По словам и. о. директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимира Луговенко, санкции навредили отрасли серьёзнее, чем пандемия. Поэтому ведомство готовит меры финансовой поддержки на общую сумму 24,5 млрд рублей.
18,6 млрд рублей выделят для сохранения занятости в транспортных компаниях и на компенсацию их затрат, 3,5 млрд — на субсидии лизинговым компаниям на возмещение потерь из-за отсрочки на погашение арендных платежей, 2,4 млрд — на компенсацию ущерба в связи с конфискацией транспортных средств и перевозимых грузов на Украине.
Запрет на въезд российских и белорусских грузовиков на территорию Евросоюза ввели в рамках пятого пакета санкций против РФ. Кроме этого, с 16 апреля Совет Европы обязал всех белорусских грузоперевозчиков вывести с территории ЕС весь автотранспорт.
Фото: Unsplash, Unsplash License