secretmag.ru
Опубликовано 15 июня 2022, 18:39
4 мин.

«Нерешительность мешает». Эксперты рассказали, может ли Россия нарастить производство военных беспилотников

За последние несколько месяцев, пока длится специальная военная операция (СВО), цены на беспилотники выросли более чем на 30%. Это связано и с ростом частных закупок для нужд ДНР и ЛНР, и с остановкой поставок аппаратов в Россию. В основном речь идёт о дронах Mavic компании DJI. «Секрет фирмы» выяснил, может ли Россия запустить собственное производство беспилотников для военных нужд.

«Нерешительность мешает». Эксперты рассказали, может ли Россия нарастить производство военных беспилотников

После начала СВО стоимость беспилотников выросла аналогично ценам на электронику. Как сообщил «Коммерсант», рост цен связан в том числе с решением китайской компании DJI, которая остановила поставки в Россию. Фирма говорила, что хочет исключить использование дронов в боевых действиях.

Продукция DJI занимала 90% рынка «потребительских» беспилотников в стране. По словам гендиректора разработчика дронопортов Hive Николая Ряшина, цены на дроны enterprise-сегмента (для нефтегазовой и энергетической отраслей, поисково-спасательных работ и так далее) выросли ещё больше — почти втрое.

Зачем армии беспилотники?

Блогер, командир Добровольческого воздухоплавательного отряда в составе войск ДНР Максим Фомин, более известный как Владлен Татарский, считает, что современные боевые действия невозможны без беспилотников.

«БПЛА нужны всем. Для разведки, если это разведывательный БПЛА, или разведывательно-ударный — для разведки и нанесения ударов. Также нужны , способные висеть в воздухе не 40 минут, как отечественный , а десять, или хотя бы шесть часов», — заявил Татарский, участвующий в СВО.

По мнению блогера, если в российской армии будет больше беспилотников, то командиры бригады смогут в режиме реального времени всю зону ответственности своего подразделения.

С Татарским согласен и военный эксперт Андрей Прокаев. «Беспилотники необходимы российской армии, потому что без них представить современные боевые действия невозможно. Они должны вести разведку, корректировать огонь, передвижение подразделений», — рассказал эксперт.

Прокаев напомнил слова курирующего военную промышленность вице-премьера Юрия Борисова о том, что Россия «с опозданием занялась внедрением беспилотных систем». В середине июня член правительства пообещал наращивать объёмы производства БПЛА.

Туманные перспективы

Однако ответить на вопрос, когда же появятся отечественные тактические беспилотники, никто точно ответить не смог. Опрошенные эксперты сошлись во мнении, что Россия способна выпускать собственные БПЛА — но нужны время, политическая воля и конкретные задачи.

По словам Татарского, сейчас разработками военных беспилотников занимаются многие компании и инициативные группы. Но то, что в итоге приходит в войска, «носит разрозненный характер». Поэтому нужны собственные БПЛА со своими сигналами управления.

Военный эксперт Андрей Прокаев также не смог спрогнозировать сроки, в которые можно запустить производство дронов. Виноваты санкции, отметил он.

«Поставки комплектующих где-то прекратились, где-то упали, и дать прогнозы сейчас сложно. Опыт внедрения и создания беспилотников типа показывает, что это реально. Но для этого надо поменять подходы к сертификации. Надо понять, что если мы хотим полностью отечественный беспилотник, то его возможности будут меньше, чем у коммерческих дронов из-за требований нормативных документов и ГОСТов. Картинка у него будет хуже, чем у простого Mavic», — рассказал он.

Но в долгосрочной перспективе эта проблема решаема — если всерьёз заняться локализацией производства компонентов, то можно получить в перспективе лёгкий тактический беспилотник. Его нужно внедрять даже не на уровень батальона, а на уровень каждого взвода, заявил эксперт.

Инженер-моделист Николай Самарских добавил, что в России есть компании, которые делают собственные полётные контроллеры и даже тепловизоры, но импортные комплектующие лучше. Собственного производства оптики в РФ и вовсе нет.

Нужен госзаказ

Самарских считает, что отечественных беспилотников нет из-за того, что нет чётко сформулированного заказа на них.

«Есть сложности с большими БПЛА, этим занимается ограниченное число предприятий. Для них нужны соответствующие двигатели, конструкционные материалы и электроника. И многие из них попадают под санкции. Но для военных БПЛА наша промышленность наскребёт и материалы, и компоненты», — сообщил он.

Он добавил, что к лёгким неударным БПЛА требования ещё меньше. Такие аппараты можно создавать в России в промышленных масштабах. Но для производителей надо создать условия, чтобы они могли предоставлять образцы своей продукции на тестирование в Министерство обороны.

«Зачастую компаниям предлагают сделать в инициативном порядке: вы сделайте, а мы посмотрим. Наверное, правительству стоит поменять подход и отобрать несколько фирм, которые считаются надёжными, и дать им гранты на развитие такой техники. Объявить конкурсы», — добавил Самарских.

По его словам, в России есть компании, которые делают собственные полётные контроллеры и даже тепловизоры, но импортные комплектующие лучше. Собственного производства оптики в РФ и вовсе нет.

Также Самарских рассказал, что власти не формируют заказ на отечественные БПЛА. Он предположил, что чиновники чего-то опасаются. «Я не знаю, вот эта нерешительность всем мешает», — резюмировал эксперт.

Руководитель компании — производителя дронов «Альбатрос» Алексей Зотов сообщил, что его фирма вполне успешно производит беспилотники. Однако с Минобороны его компания не работала. «Мы особо не стремились работать на оборонку, работаем на гражданском рынке. Аграрные холдинги покупают для анализа полей», — поделился глава компании.

Фото: function.mil.ru