Опубликовано 26 апреля 2021, 14:20
3 мин.

Назад в 1930-е. К стройке БАМа и Транссиба хотят привлечь заключённых

В России хотят привлечь заключённых к строительству объектов Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей. В 1930-е годы БАМ строили сотни тысяч осуждённых.

Назад в 1930-е. К стройке БАМа и Транссиба хотят привлечь заключённых

Правительство поручило Минтрансу, РЖД и Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) до 14 мая проработать вопрос о привлечении заключённых к строительству инфраструктурных объектов БАМа и Транссиба. Причём ведомства должны обсудить создание инфраструктуры для размещения осуждённых, сообщил «Коммерсантъ».

Поручения даны по итогам совещания у вице-премьера Марата Хуснуллина 9 апреля. В секретариате Хуснуллина, РЖД и Минтрансе от комментариев отказались. Во ФСИН на запрос не ответили. Однако четыре источника подтвердили газете факт обсуждения этого вопроса.

Дефицит кадров

Стройка на БАМе, которая должна продлиться до 2030 года, сейчас остро испытывает дефицит кадров. Это связано как с масштабом работ, так и с нехваткой мигрантов, которая началась с пандемией коронавируса.

Нехватку рабочих рук на стройке закрывают железнодорожными войсками. В 2021 году к строительству должны привлечь 3000 военнослужащих. Всего нужно 15 000 строителей, но пока у РЖД мобилизовано только около 5000. Издание напомнило, что исторически вклад заключённых в строительство БАМа огромен.

В начале апреля 2021 года пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в России за последний год сильно снизилось число мигрантов. Стране не хватает их для воплощения в жизнь амбициозных планов, подчеркнул представитель Кремля. Он добавил, что речь идёт о проектах в сфере строительства.

Что говорит закон о труде заключённых

Российское законодательство разрешает привлекать людей, отбывающих наказание, к работам как в исправительном учреждении, так и за его пределами, отметил юрист Дмитрий Горбунов. Впрочем, он добавил, что в большей степени на работы привлекаются лица, которые хотят этого, ведь обычно это существенно учитывается при рассмотрении ходатайств об условно-досрочном освобождении (УДО).

При соблюдении законодательства власти потенциально могут привлечь отдельные категории осуждённых к строительству магистрали, указала юрист Екатерина Тягай. Работать они должны на основании соответствующих договоров. А без оплаты заключённые могут работать только по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих территорий.

Но есть ряд работ, к которым осуждённых в принципе допускать нельзя, подчеркнула Тягай. Речь о работе в административных зданиях, где хранятся служебная документация или специальные технические средства, ночными сторожами на удалённых объектах, водителями оперативных машин и т. д. По словам эксперта, чтобы соблюсти нормативные условия привлечения осуждённых к строительству, могут потребоваться значительные материальные ресурсы.

БАМлаг

В 1932 году в СССР создали Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь (БАМлаг), который входил в систему ГУЛАГ НКВД. Через него прошли около 2 млн человек. В середине 1935-го в нём содержалось единовременно более 160 000 человек, а в мае 1938-го — 255 000 человек.

В 1938 году БАМлаг ликвидировали, переформатировав его в Управление железнодорожного строительства НКВД на Дальнем Востоке. К этому моменту заключённые построили участок БАМ — Тында длиной 190 км и соединяющие БАМ с Транссибом линии Известковая — Ургал и Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре. В 1932–1953 годах, с перерывом и разбором уложенных во время войны временных путей, были построены участки Комсомольск — Совгавань, Тайшет — Братск, Братск — Усть-Кут.

Фото: Pixabay, Pixabay License

Откроем важный секрет: всё самое интересное — в нашем телеграме.