Конец автотуризма в России. Стало известно, чем обернётся повышение тарифов на проезд по платным трассам

Российский Минтранс предложил поднять максимальную цену за проезд легковых автомобилей по новым платным дорогам с 3,65 до 8 рублей за 1 км. Плату за езду по существующим трассам ведомство хочет увеличить до 5 рублей. В Национальном автомобильном союзе «Секрету» заявили, что после повышения тарифа платные дороги могут совсем опустеть, так как пользоваться поездами и самолётами станет намного выгоднее.

Конец автотуризма в России. Стало известно, чем обернётся повышение тарифов на проезд по платным трассам

Подготовленный Минтрансом проект постановления правительства появился на официальном портале проектов нормативных актов. В пояснительной записке ведомство объяснило, что для ускорения строительства новых трасс в условиях нехватки бюджетных денег нужно пересмотреть «инструменты внебюджетного финансирования».

Плата как в Европе

Министерство сравнило применяемые тарифы за проезд по платным дорогам в европейских странах и в России. Оказалось, в России средняя плата составляет 2,65 рубля за 1 км, а это на 35,5% ниже, чем в Европе. При этом прежний максимальный тариф в России был установлен ещё в 2015 году и составлял он 3 рубля за 1 км. В ценах 2021 года это 3,65 рубля.

«Таким образом, необходимый уровень максимального размера платы составляет – 3,65 х 35,5% = 5 руб. за 1 км в ценах 2021 года», — говорится в документе.

Также министерство объяснило необходимость поднять тарифы за проезд по новым платным дорогам. В пример Минтранс привёл трафик на платной дороге М12 Москва — Нижний-Новгород — Казань, которую автомобилисты используют для объезда деревни Малые Вязёмы, а также городов Балашиха и Ногинск.

«По результатам расчёта средневзвешенной величины экономии, получаемой пользователями этих автомобильных дорог, установлено, что с учётом средней заработной платы на территории Московской области по итогам 7 месяцев 2021 года при использовании платных участков в часы-пик экономия пользователя при проезде 1 км платного участка составит 8,12 рубля», — пояснил Минтранс.

Опустение платных дорог

В Национальном автомобильном союзе напомнили, что в августе «Автодор» отменил скидки на платных дорогах (скидки по транспондеру) в самый разгар отпусков. После этого тарифы взлетели в полтора раза. Раньше многие автомобилисты рассчитывали на этот дисконт, потому что многим платные дороги не по карману.

«Дальнейшее повышение тарифов на действующих и на будущих платных трассах приведёт к тому, что люди не будут пользоваться этими дорогами. Мы уже сейчас видим, что новая трасса М11 ("Нева") от Москвы до Петербурга тотально недогружена. И многие другие платные участки стоят пустыми, потому что ехать по ним дорого», — пояснил вице-президент НАС Антон Шапарин.

По его словам, уже сейчас поездка на машине из Москвы до Сочи обходится так же, как и авиаперелёт, а при росте тарифов самолёты станут даже дешевле.

«Тарифы нужно поднимать сообразно покупательной способности населения, которая снижается. Реальные доходы россиян падают уже который год подряд. Если включить разум и логику, внезапно выяснится, что многие тарифы завышены. Вот если их опустить, люди начнут действительно массово пользоваться платными трассами», — считает эксперт.

Шапарин добавил, что сравнивать тарифы за проезд по платным дорогам в России и Европе некорректно, так как в европейских странах трассы строят по контрактам государственно-частного партнёрства, а в России основной инвестор в таких проектах — государство.

Удар по автомобильному туризму

Координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов в беседе с «Секретом» предупредил, что увеличение тарифов за проезд по платным дорогам может убить автомобильный туризм в России.

«Дорога от Москвы до Сочи будет стоить 5000 рублей, плюс столько же обратно. С учётом бензина поездка обойдётся в 26 000 рублей — дешевле в Турцию слетать. Если ехать от столицы до Петербурга по М11, только по тарифу придётся заплатить 3500 рублей. "Сапсан" столько стоит. Поэтому автотуризм в этом плане прекратится», — отметил Шкуматов.

По его словам, нельзя сравнивать российские тарифы с европейскими, так как доходы граждан в ЕС намного выше.

«Если у людей нет денег, они не заплатят больше, они просто поедут по бесплатной дороге. Если проезд по М11 будет стоить 3500 рублей, лично я поеду по бесплатной М10, либо выберу "Сапсан" или самолёт», — добавил он.

В сентябре 2020 года Минтранс заявил о планах через 15 лет сделать бесплатным проезд в общественном транспорте за счёт взимания платы за пользование дорогами с автовладельцев. Эксперты назвали эту идею весьма сомнительной. Даже если её удастся воплотить в жизнь, это станет тормозом для экономики и «геноцидом» для водителей, говорили они.

Фото: Агентство «Москва»

Источник: https://regulation.gov.ru/

Новости партнеров