Опубликовано 11 сентября 2020, 18:20
3 мин.

«Это геноцид водителей». Эксперты раскритиковали идею Минтранса о бесплатном проезде в автобусах

Минтранс подтвердил планы через 15 лет сделать бесплатным проезд в общественном транспорте за счёт взимания платы за пользование дорогами с автовладельцев. Между тем эксперты считают эту идею весьма сомнительной. Даже если её удастся воплотить в жизнь, это станет тормозом для экономики и «геноцидом» для водителей, считают они.

«Это геноцид водителей». Эксперты раскритиковали идею Минтранса о бесплатном проезде в автобусах

Такое мнение высказали председатель федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук и экономист Максим Кривелевич. Затея оплатить проезд одних граждан за счёт других не только сделает пользование личным автомобилем значительно дороже, но и нарушает права автовладельцев, считают они.

«Мы подошли к пику, когда в городах некуда дороги расширять, а за городом это дорого. И государство переложит проблему на автомобилистов. Сделают платные дороги, а бесплатный транспорт не сделают. Уже говорили: „Введем акцизы на бензин и отменим транспортный налог“. И не отменили транспортный налог. Я считаю, это все геноцид водителей», — заявил автоэксперт Кирилл Форманчук. Он также подчеркнул, что введение платы за дороги равноценно их приватизации. Между тем государство и без того берёт с автовладельцев целевой налог на транспорт, который идёт на строительство дорог, а так россиянам придётся платить дважды.

Экономист Максим Кривелевич добавил, что заявление Минтранса о бесплатном транспорте ещё не значит претворение этой идеи в жизнь. По его мнению, это скорее информационный шум, призванный убедить россиян в нормальности платных дорог.

«Идея космического масштаба и космической же глупости. Это заявление — разумный тактический ход для продвижения совершенно других вещей. Если вы за что-то не платите, то за это платит кто-то другой. Доля нефтегазовых доходов в бюджете сильно упала. На первую строчку выходят налоги, которые взимаются непосредственно с доходов, расходов и имущества граждан», — указал Кривелевич.

По мнению эксперта, введение дополнительной платы ещё и на дороги затормозит экономический рост, поскольку цена перевозок всегда закладывается в стоимость товаров и услуг. А вот заставить людей смириться с мыслью о том, что какая-то конкретная дорога станет платной, такими громкими заявлениями можно: на фоне угрозы повсеместной платы это не будет казаться проблемой.

Похожего мнения придерживается координатор движения автомобилистов «Синие ведёрки», автоэксперт Пётр Шкуматов. Он назвал озвученную стратегию Минтранса «дискриминацией водителей» и «безумием».

«Почему автомобилисты должны оплачивать общественный транспорт? Это получается перекрёстное субсидирование. Я понимаю, что дороги я должен оплачивать: их реконструкцию, строительство, содержание, эксплуатацию, может быть даже, строительство новых. А вот общественный транспорт люди пусть сами оплачивают. Это все похоже на попытку залезть в карман автомобилистам как можно глубже, и это уже просто хамство. Это дискриминация автомобилистов по признаку владения автомобилем. То, что это выдается за стратегию, — это безумие», — сказал автоэксперт.

Впрочем, в возможность принятия таких законов он не верит: по словам Шкуматова, в лучшем случае этот документ отправится в мусорку. Иначе инициаторам стоит ждать жёсткого протеста со стороны регионов.

«Они не представляют страну, в которой живут. Они пишут стратегию для каких-то своих несуществующих фантазий», — указал глава «Синий ведёрок».

Стратегия Минтранса пока не является окончательной — её должны изучить и утвердить в до внесения в правительство, намеченное на февраль 2021 года. По мнению ведомства, механизм «пользователь платит» позволит дополнительно финансировать транспортную инфраструктуру и регулировать её использование россиянами.

Фото: panoramio.com, CC BY 3.0

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!