Из ловушки не выйти. Что будет с экономикой России после месячного простоя
2 апреля Владимир Путин продлил нерабочие дни с 4 по 30 апреля, при этом обязав работодателей платить сотрудникам зарплату. Новых мер поддержки бизнеса и населения президент России не анонсировал. «Секрет фирмы» разбирался, насколько сильно ударит по российской экономике апрель 2020 года.
Что говорят аналитики
Месяц каникул будет стоить экономике 1,5–2% ВВП, заявила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина. Из этого следует, что рецессия в России в этом году неизбежна.
Во втором квартале 2020 года ВВП России снизится на 6%, а по итогам года — на 1%, ожидает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Она отмечает, что это оптимистичный прогноз. В его пользу говорит то, что в структуре российской экономики невелика доля предприятий малого и среднего бизнеса.
Директор аналитического департамента ГК «Альпари» Александр Разуваев не разделяет такого оптимизма. Он отмечает: одна неделя карантина стоит экономике России 1,5% ВВП. То есть месяц — это 6% ВВП. Суммарный спад по итогам года может составить до 8%, то есть как в 2009 году, предполагает он.
В центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования подсчитали, что без учёта антикризисных мер прямой мгновенный убыток от «карантина» может достичь почти в 20% ВВП (или почти 18 трлн рублей в ценах 2018 года). Без работы могут остаться не менее 15 млн человек, а снижение налогов оценивается в 4 трлн рублей. Авторы аналитической записки уточняют: это оценка именно «мгновенного эффекта», а если самоизоляция продлится квартал, оценки потерь в годовом выражении будут вчетверо ниже.
Орлова отмечает, что к карантину Россия подошла с ростом экономики — в январе и феврале ВВП России вырос на 2,3%. В марте россияне в панике скупали продукты и другие товары, поэтому по итогам месяца динамика тоже должна быть положительной. Таким образом, у экономики пока есть запас прочности, подчёркивает Наталья.
Существенного провала ВВП не будет ещё по нескольким причинам, продолжает эксперт. Среди них:
- Центробанк поддерживает банки большим объёмом ликвидности и не повышает ключевую ставку, то есть «банки вряд ли будут усугублять кредитный шок»;
- крупные промышленные компании находятся в относительно безопасном положении, в том числе благодаря сильному финансовому менеджменту;
- режим плавающего курса защищает конкурентоспособность российских производителей;
- многие россияне не поедут за границу, а значит, потратят деньги внутри страны;
- вряд ли карантинные меры будут одинаково жёстки по всей стране.
«В то же время независимо от цифры роста на этот год мы считаем, что текущая ситуация очень негативна для среднесрочного и долгосрочного роста, — говорит Наталья Орлова. — Новый состав правительства с начала этого года вселил некоторые надежды на улучшение модели роста российской экономики. Однако пандемия полностью разрушила возможность выйти из ловушки стагнации».
Как отреагировал бизнес
Ещё до тотальной самоизоляции в большинстве регионов России малый и средний бизнес заявлял о катастрофических для него последствиях. Перед первой нерабочей неделей Путин проанонсировал некоторые меры поддержки, но бизнес счёл их недостаточными.
Теперь же, когда карантин продлили на месяц без какой-либо новой поддержки, деловая среда и вовсе погрузилась в депрессию.
«Я не представляю, что будет через два месяца – голодные бунты начнутся», – говорит владелец группы компаний «Экоофис» Алексей Ковалёв. Сильнее всего ситуация ударит по бизнесу в регионах, отмечает основатель группы компаний «АТМ АЛЬЯНС» Денис Кучаев.
О массовом банкротстве и сотнях тысяч безработных предупреждают представители отраслей туризма, сферы услуг, общепита, организаторы мероприятий и т. д. В конце апреля экономика России не досчитается примерно 20% предприятий, а если карантин продлится дольше — то 40%, оценил сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Не имея ясных перспектив на будущее, работодатели постараются избавиться от «балласта» в виде работников и арендованных площадей, сказал «Секрету» сооснователь Postgres Professional Иван Панченко. Уже сейчас освобождается большое количество небольших площадей, так как малый и средний бизнес съезжает и закрывается, подтвердил гендиректор платформы Exponea.com в России и СНГ Павел Костин.
«То есть я, как работодатель, теперь несу гиперсоциальную ответственность: мои операционные расходы остались прежними, а доходы либо существенно уменьшились, либо вообще превратились в ноль. И сократить расходы я тоже никак не могу — уволить никого нельзя, — рассуждает инвестбанкир Евгений Коган. — Полагаю, что действия властей, мягко говоря, не вполне продуманны. Мы (государство. — Прим. "Секрета") формировали финансовые подушки. Нам поднимали НДС во имя светлого завтра. И вот оно, это "светлое завтра", наступило во всей красе. Полагаю, что нужно срочно распечатывать кубышку и кормить народ. А иначе к чему она, кубышка эта?»
Владелица сети семейных кафе «Андерсон» Анастасия Татулова заявила, что расходы частного бизнеса из-за продления нерабочих дней должно взять на себя государство.
Правительство представит новый антикризисный пакет с мерами поддержки бизнеса до конца недели, 5 апреля, сообщили Forbes два источника в кабмине.
Официальных заявлений об этом пока не было. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о том, как быть бизнесу в условиях кризиса, посоветовал предпринимателям оформлять льготные кредиты.
Фото: Зыков Кирилл / Агентство «Москва»
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!