Эксперты рассказали, что ждёт российский рынок доставки еды после пандемии
Продажи сервисов по доставке еды в России на фоне пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году резко выросли. Так, фудтех-проекты «Яндекса» только за первые месяцы распространения вируса в России выросли на 120%. Однако пандемия рано или поздно закончится. По оценке директора Института имени Гамалеи Минздрава России (разработчика одной из вакцин — «Спутник-V») Александра Гинцбурга, Россия может преодолеть её к лету 2021 года. «Секрет» разобрался, как крупнейшие сервисы по доставке еды готовятся к окончанию пандемии и есть ли потенциал для дальнейшего роста рынка.
Что произошло с рынком в пандемию
Рынок экспресс-доставки готовой еды в России ещё до прихода пандемии коронавируса показывал небывалый рост. Основные игроки от месяца к месяцу били рекорды, увеличивая объёмы заказов. С приходом коронавируса в Россию спрос на их услуги только вырос, ещё больше подстегнув рост показателей. В мае 2020 года рынку экспресс-доставки продуктов на дом предрекли небывалый рост. Благодаря коронавирусу и самоизоляции россияне стали намного чаще пользоваться услугами курьеров. Эксперты ожидают рост рынка по итогам 2020 года на 47%, до 258 млрд рублей.
Пандемия действительно сыграла роль в заметном росте отрасли: основные игроки российского рынка в сфере доставки еды в течение 2020 года резко увеличили продажи и выручку, сообщили в компаниях «Секрету».
Так, только за первые месяцы пандемии фудтех-проекты «Яндекса («Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка» и «Едадил») показали рост аудитории на 120%, сообщили «Секрету фирмы» в пресс-службе компании. Также резко выросло и количество заказов: например, по итогам третьего квартала заказы в «Яндекс.Еда» увеличились год к году почти вдвое.
Delivery Club ожидает минимум двухкратный рост по итогам 2020 года, сообщили «Секрету» в компании. Только по итогам трёх кварталов 2020 года выручка компании составила около 7 млрд рублей против 4,46 млрд рублей по итогам всего 2019-го.
При этом за пандемийный 2020 год выросло число заведений, подключённых к сервисам доставки готовой еды. Так, у «Яндекс.Еды» количество партнёров выросло с 16 000 заведений в декабре 2019 года до 32 000 в декабре 2020. В Delivery Club также отметили рост числа подключённых заведений. Рост числа ресторанов-партнёров показывает, что заведения пересмотрели своё отношения к сервисам доставки, которые во время всеобщего падения в коронавирусный кризис показывали стабильный рост.
Новые условия рынка заставляют активнее работать в сфере доставки и ретейлеров. Так, X5 Retail Group (владелец магазинов «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель») в конце 2020 года запустила единое приложение для сервисов экспресс-доставки. В целом за 2020 год услуга экспресс-доставки из магазинов холдинга выросла кратно, заявил «Секрету» управляющий директор Х5 Food Tech Владимир Холязников. По его словам, первый всплеск спроса произошёл в конце марта — начале апреля, тогда суммарное число экспресс-доставок впервые превысило 13 000 в сутки. Далее при сохранении роста число доставок дошло до 58 000 в сутки в отдельные пиковые дни декабря, традиционно самого загруженного для ретейла месяца.
«Вкусвиллу» в 2020 году пришлось перенаправлять ресурсы на развитие интернет-магазина, поскольку ещё во время самоизоляции резко вырос спрос на экспресс-доставку из магазина. К началу лета выручка от продаж через онлайн достигла 12%, а к декабрю увеличилась до 22%, рассказали в компании.
Что будет дальше
Все опрошенные «Секретом» сервисы доставки уверены, что падения объёма продаж и выручки после окончания пандемии удастся избежать. Во-первых, компании стремятся адаптировать модель работы, в том числе за счёт расширения направлений бизнеса и набора услуг. Во-вторых, пандемия во многом изменила модель поведения покупателей, поэтому резкого снижения спроса ожидать не стоит.
«Рынок находится в активной фазе: всё большее количество людей начинают пользоваться доставкой и отсюда — появление новых игроков. Отчасти это связано с тем, что карантин сильно изменил потребительское поведение, люди попробовали заказывать онлайн и смогли оценить удобство услуги и сервис. После открытия ресторанов количество заказов продолжило расти — доставка прочно вошла в обыденную жизнь пользователей», — отметили в «Яндексе».
По оценке компании, сейчас самыми высокими темпами развивается рынок доставки продуктов. В связи с этим количество подключенных к агрегаторам магазинов продолжит расти. Также компания видит большой потенциал в сегменте готовой еды и производстве продукции под собственной торговой маркой, поэтому намерена развивать эти направления в ретейловом проекте «Яндекс.Лавка».
Delivery Club в 2021 году намерен трансформироватьсяв универсальный сервис в сфере еды и активно развивать доставку продуктов питания, связанные с ресторанным сервисом функции (бронирования столов, заказы «навынос») и другие, отметили в компании.
«Текущий год полностью изменил модель поведения пользователей. Если раньше доставка еды была для российского потребителя событийной услугой — ей пользовались, например, когда отмечали какой-то праздник, — то сейчас доставка еды и продуктов превратилась в повседневный инструмент экономии времени. Покупатели будут продолжать пользоваться доставкой и после окончания пандемии, а также рекомендовать удобные сервисы друзьям и знакомым», — добавили в Delivery Club.
По оценке X5 Retail Group, даже после пандемии в России есть потенциал роста онлайн-продаж продовольственных товаров ретейлерами. Сейчас в России на онлайн продажу продуктов питания приходится 1–1,5% от объёма всего рынка, в то время как в Китае этот показатель составляет 22%, в Великобритании — 12–13%, в США — 10%, отметил управляющий директор Х5 Food Tech Владимир Холязников.
В онлайн-ретейлере «Утконос» «Секрету» также сообщили, что не ожидают падения продаж после окончания пандемии.
«Вне зависимости от того, когда пандемия закончится, сценарий со существенным снижением спроса на доставку продуктов мы не прогнозируем. За последний год огромное количество людей смогли оценить возможности онлайн-покупок. Конечно, многие вернутся к офлайн-магазинам, но предпосылок для полного отказа от интернет-шопинга точно нет», — отметили в компании.
Мнение экспертов
Старший аналитик «Альфа-банка» Анна Курбатова считает, что выручка крупнейших игроков в сегменте доставки годовой еды из ресторанов в 2021 году продолжит расти, несмотря на снятие коронавирусных ограничений в перспективе, так как рост сектора поддерживается увеличением числа ресторанов, подключенным к онлайн-платформам, а также уже сформировавшимся спросом среди населения. По её оценкам, DeliveryClub и «Яндекс.Еда» в течение 2020 года продемонстрировали более чем двукратный рост выручки: выручка DeliveryClub по итогам года превысит 9 млрд рублей, «Яндекс.Еда» — 7,5 млрд рублей.
Курбатова отметила, что снятие ограничений будет способствовать возвращению посетителей в рестораны, но при этом также будет означать восстановление спроса на доставку еды в офисы.
Что касается сегмента доставки продуктов питания, то здесь в 2021 году ожидается существенный рост объёмов бизнеса на фоне развития сервисов, добавила эксперт. Так, оборот сервисов доставки продуктов X5 составил около 20 млрд руб в 2020 году. По итогам 2021 года компания ожидает роста оборота втрое — до 60 млрд, пояснила она.
Аналитики BCS Global Markets также считают, что продажи в сфере доставки продуктов в 2021 году вырастут.
«В 2021 году мы ожидаем увеличения рынка доставки с учётом сохраняющихся рисков распространения коронавируса, а также приобретения потребителями позитивного опыта покупки и заказов в онлайне», — отметили в компании.
Эксперты отмечают, что рынок доставки становится всё более конкурентным и особую роль начинает играть ценовая политика, система скидок и купонов, а также удобство пользования — эти факторы будут определяющими и в 2021 году.
«По нашему мнению, темпы роста рынка доставки в этом году оказаться быть ниже, чем в острый период пандемии, но по-прежнему этот сектор будет расти, поскольку сервис имеет спрос, вне зависимости от ситуации с коронавирусом», — заявили в BCS.
Коллаж: «Секрет Фирмы», mskagency.ru/Сергей Киселев, Антон Кардашов