Для зарядки электрокаров в России выбрали китайский стандарт
Минпромторг утвердил требования к зарядным станциям для электромобилей (ЭЗС), строительство которых будет субсидироваться. Они должны обязательно иметь китайский стандарт зарядки GB/T. Устанавливать европейский CCS и японский CHAdeMO можно опционально. Всего на станции должно быть установлено не менее трёх разъёмов. Программа субсидирования рассчитана на 2022–2024 годы, её авторы предполагают установить 2900 быстрых зарядок по всей стране.
Согласно указу Минпромторга, быстрые ЭЗС должны иметь три коннектора и оснащаться минимум одним разъёмом китайского стандарта GB/T и на выбор — разъёмом европейского стандарта CCS2 или японского CHAdeMO.
В 2021 году в России работало 545 ЭЗС. Благодаря льготной программе в 8,1 млрд рублей собираются построить ещё 2900 зарядных станций. Эти деньги пойдут на субсидии в 60% от стоимости ЭЗС и 30% — на техприсоединение ЭЗС к электросетям.
Гендиректор «АйТи Чардж» Дмитрий Матвиевский заявил, что Минпромторг поступил странно. По его словам, машин с китайскими коннекторами в России мало, и производители будут чаще ставить на ЭЗС устаревшие коннекторы CHAdeMO на 50 кВт ради экономии. Многие китайские электрокары при этом поставлялись в РФ с европейскими разъёмами, добавил Дмитрий Бабанский из SBS Consulting.
Исполнительный директор Sitronics Electro Андрей Гурленов предположил, что CHAdeMO уже теряет популярность, а европейский CCS2 ослабит позиции из-за отказа ЕС от экспорта. Поэтому авто с китайской зарядкой захватят до 70% рынка электромобилей в России. По его оценкам, на строительство одной ЭЗС с такими коннекторами уйдёт от 3,3 млн до 4 млн рублей с учётом НДС.
Как ранее сообщал «Секрет», эксперты международной сети компаний по консалтингу и аудиту PwC пессимистично оценили перспективы рынка легковых электромобилей в России. По их мнению, рынок будет ежегодно расти в полтора раза, и к 2030 году парк электрокаров достигнет 630 000 единиц. Чиновники же ждут 2,2-кратного роста. Эксперты заявили, что для этого нужна господдержка: льготные лизинг и автокредиты, а также вложения в развитие зарядной инфраструктуры.
В 2021 году правительство пообещало наладить производство сразу трёх отечественных электромобилей в ближайшие 2–3 года. По словам замглавы Минпромторга России Александра Морозова, цель властей — не просто создание электрокаров, а одновременное развитие инновационных отраслей промышленности.
Фото: Pexels, Pexels License