secretmag.ru
Опубликовано 10 апреля 2020, 11:56

Как изменилась цена на бензин в России за 20 лет

Как изменилась цена на бензин в России за 20 лет

За последние 20 лет стоимость автомобильного топлива в России зачастую росла. Сравнительный анализ цен опубликовало издание Autonews.ru. В начале 2000-х бензин стоил в среднем 8 рублей, а к 2020 году его цена достигла 46 рублей.

Как в России бензин дорожал

В 2000 году литр бензина АИ-92 стоил 7,5 рубля, АИ-95 — 8,5 рубля. Но через два года Россия вышла из соглашения ОПЕК, вслед за этим цены выросли на 15%. Следующий скачок цен произошёл уже в 2004 году. К этому моменту литр АИ-92 стоил уже 13,6 рубля, а АИ-95 — 14,46 рубля. Тогда правительству пришлось увеличивать экспортные пошлины и таким образом замораживать цены на бензин. Но позже мораторий сняли, после чего стоимость топлива вновь поднялась — в среднем до 21,5 рубля.

В конце 2008 — начале 2009 года розничные цены на бензин снизились на 25%, но потом продолжили расти. К 2010 году литр АИ-95 стоил уже 25,4 рубля, АИ-92 — 23,5 рубля. В этом Федеральная антимонопольная служба обвинила крупных производителей, которые контролировали более 30% бензинового рынка России.

В 2011 году акцизы на топливо стали считать исходя не из октанового числа, а класса экологической опасности. В итоге за три года бензин подорожал почти на 50%.

Ещё на 9% цену на топливо подняло воссоединение с Крымом. По данным Росстата, стоимость крымского бензина тогда была выше, чем в других регионах.

В декабре 2014 года президент России Владимир Путин выразил недовольство тем, что розничные цены на бензин в стране сильно выросли. Об этом он заявил на встрече с членами правительства. Тогда глава государства отметил, что увеличение стоимости происходит на фоне снижения мировых цен на нефть.

С осени 2014 и до января 2015-го стоимость топлива подешевела в два с лишним раза. В 2015 году средняя цена в России составляла 34,5 рубля за литр. Потом последовало падение цен на нефть и в начале 2016 года бензин ещё немного подешевел. Но следом за стабилизацией на рынках продолжил рост. В 2017-м его цена превысила 40 рублей за литр.

В мае 2018 года бензин стоил 41 рубль за литр, но в течение месяца резко подорожал до 44 рублей. Это было связано со скачком нефтяных цен. Тогда властям пришлось замораживать оптовые цены для сетей АЗС и вводить новые налоговые правила. Но к 2019 году АИ-95 всё равно подорожал уже до 45,67 рубля. Сейчас цены на топливо в целом стабилизировались на уровне 46 рублей. Но, по словам экспертов, рост продолжится, пишет autonews.ru.

Стабильно высокие

Цены на бензин в России слабо зависят от нефти, стоимость которой в результате «чёрного понедельника» 9 марта упала до 20-летних минимумов. В Минфине заявили, что ждать удешевления бензина в России не стоит и цены на АЗС будут «стабильными». Чтобы предотвратить демпинг, российские власти даже запретили ввозить дешёвый бензин из-за рубежа.

То, что цены на российских заправках не падают, а растут, обусловлено устройством налоговой системы страны. Значительную часть в стоимости каждого литра бензина составляют налоги и акцизы. Кроме того, в России принят механизм сдерживания цен на нефтепродукты — демпфер. По нему в случае резкого повышения экспортной стоимости нефти государство компенсирует нефтедобывающим компаниям недополученную прибыль от заморозки цен на внутреннем рынке. А вот в случае резкого падения нефтяных цен доплачивать государству начинают уже сами нефтяники. Примечательно, что совсем недавно именно так и произошло впервые за всё время существования демпферного механизма: в марте 2020 года топливно-энергетические компании доплатили в бюджет 10,5 млрд рублей.

«Причины роста понятны. Стоимость российского бензина не привязана к цене нефти, которая составляет в цене литра всего 7%. А дорожает у нас бензин потому, что практически нет факторов, которые могли бы повлиять на снижение цен. Есть инфляция, есть налоговая нагрузка, кстати, которая в цене литра топлива занимает 60%», — утверждал ранее президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Спрос снизил предложение

За первую неделю апреля производство бензина в стране сократилось почти на 20%, сообщили в Минэнерго. Так, бензина пятого экологического класса произвели всего 648 000 тонн против 799 300 тонн неделей ранее, а на рынок отгрузили 554 200 тонн.

Такое снижение обусловлено прежде всего падением спроса: на фоне введённых из-за пандемии коронавируса ограничений россияне стали гораздо реже пользоваться транспортом. В ряде стран Европы спрос на бензин уже упал на 70%. По прогнозам Минэнерго, низкие цены на нефть и низкий спрос на топливо будут держаться примерно до сентября 2020 года.

Фото: Pixabay, Pixabay License

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!