secretmag.ru
Опубликовано 01 сентября 2022, 14:48
3 мин.

Центробанку предложили решение проблемы подложных микрокредитов

«Народный фронт» направил обращение проекта «За права заёмщиков» в адрес главы Центробанка России Эльвиры Набиуллиной с предложением установить правило, при котором перевод средств осуществляется по реквизитам, а не по номеру карты. Инициатива общественников призвана уберечь россиян от действий мошенников, которые берут на граждан микрозаймы. Об этом сообщило издание «Известия».

Центробанку предложили решение проблемы подложных микрокредитов

По мнению авторов письма, упрощённая система оформления онлайн-микрокредитов играет на руку злоумышленникам: им достаточно указать лишь персональные данные человека, его телефон и номер банковской карты.

«Далее всё просто: деньги уходят мошенникам через счета так называемых дропперов (подставные лица, через счета которых злоумышленники выводят деньги). При этом никаких сообщений о том, что человек стал заёмщиком, ему не приходит», — рассказала руководитель проекта «За права заёмщиков» «Народного фронта» Евгения Лазарева.

По её словам, у россиян нет привычки следить за своей кредитной историей, поэтому они не знают, что от их имени кто-то взял заём, а деньги эти ушли третьим лицам.

«Само собой, никто не обслуживает эти обязательства, и образуется просрочка. О существовании их и претензий со стороны кредиторов ничего не подозревающая жертва, как правило, узнаёт в момент, когда со счетов в рамках исполнительного производства начинают списывать деньги», — отметила Лазарева.

Руководитель проекта «За права заёмщиков» добавила, что её организация уже неоднократно пыталась обсудить эту проблему как с экспертным сообществом, так и с коллегами на микрофинансовом рынке, однако их заверяли, что при оформлении онлайн-кредита заёмщики предоставляют микрофинансовым организациям (МФО) не просто цифры карты, а «всё, что полагается для проверки карты и идентификации клиента». По словам Лазаревой, эксперименты проекта показали, что многие МФО не требуют ни сроков действия карты, ни имени владельца.

«Далее происходит интересное. В теории человеку достаточно принести корешок о принятом в МВД заявлении, чтобы с него списали долг в течение 3 дней и почистили кредитную историю (а МФО уже сама должна работать с правоохранителями)», — пояснила эксперт.

Но на практике, по её словам, этот механизм не работает и жертвам приходится очень долго доказывать, в том числе и в судебном порядке, что карта, на которую были перечислен заём, к ним не имеет никакого отношения.

«Нередко эта борьба за справедливость заканчивается тем, что, устав от судебных тяжб, жертвы оплачивают чужие долги и остаются с испорченной кредитной историей», — констатировали в ОНФ.

В своём письме представители проекта предложили возможное решение проблемы: обязать МФО перечислять заёмные средства при онлайн-оформлении займов исключительно в виде перевода по банковским реквизитам заёмщика.

«Эти реквизиты заёмщик легко может найти в договоре на обслуживание карты или в приложении своего банка. В таком случае действия мошенников будут максимально затруднены, поскольку для получения денег необходимо будет каждый раз искать дроппера с полностью совпадающими Ф. И. О., а номер счёта и вовсе подделать невозможно — он уникален», — указано в письме правозащитников.

Также они указали, что необходимо запретить взыскание с граждан в случаях перечисления кредитных средств третьим лицам при отсутствии у кредиторов письменного согласия заёмщика.

В Центробанке подтвердили, что регулятору поступают жалобы на оформление микрозаймов с использованием чужих персональных данных. Однако динамики таких обращений там не наблюдают. Кроме того, там сообщили, что МФО обязана до передачи денежных средств идентифицировать заёмщика по договору займа, в том числе при онлайн-кредитовании.

«Мы уже предпринимали и предпринимаем шаги для решения этой проблемы. Так, было подготовлено информписьмо участникам микрофинансового рынка, в котором мы рекомендовали дополнительные методы проверки достоверности данных, полученных от потенциального заемщика при оформлении потребительских займов. Участникам рынка было рекомендовано соотносить фамилию и имя потенциального заёмщика с указанными на банковской карте фамилией и именем физического лица — получателя средств», — рассказали в Центробанке.

Ранее «Секрет» со ссылкой на исследование онлайн-сервиса кредитования Moneyman сообщал, что российские МФО стали строже отбирать клиентов и больше внимания обращать на сферу, в которой они работают. По данным сервиса, в сравнении с 2020 годом МФО стали чаще отказывать сотрудникам фитнес-отрасли, киноиндустрии и автобизнеса, потому что они сильнее остальных пострадали от санкций.

Фото: Unsplash, Unsplash License