Богатые россияне стали реже покупать золотые унитазы
С конца февраля в России значительно подорожали унитазы, смесители, раковины и инсталляции экономкласса. Премиум-сантехнику кризис тоже не обошёл стороной: цены взлетели на 20–40%. В феврале некоторые магазины наблюдали скачок спроса на наиболее специфические товары — золотые унитазы и ёршики. Вместе с тем опрошенные «Секретом фирмы» участники рынка рассказали, что в последние годы россияне стали реже ставить у себя дома такую сантехнику.
Под «золотым унитазом» в большинстве случаев подразумевается обычный унитаз из керамики (фарфора или санфаянса), покрытый глазурью золотого цвета. Цены на фарфоровые унитазы золотого цвета обычно начинаются от 60 000 рублей. В зависимости от бренда стоимость может доходить до 200 000 и даже до 500 000 рублей.
Участники рынка отмечают, что спрос на унитазы и ёршики золотого цвета традиционно невелик. Но если раньше их в основном приобретали состоятельные россияне, то в последние годы тенденция начала меняться, сказал «Секрету» Илья Костюкович, руководитель московского отдела компании «Водолей-стайл».
«Ранее большую долю продаж занимали классические интерьеры с элементами золота и бронзы. Сейчас чаще всего дорогие интерьеры комплектуются в современном стиле, в котором используются другие отделки. При этом золотые унитазы, обычно китайского или псевдоевропейского производства, приобретают покупатели с небольшими доходами. Они не готовы платить много денег, но зато желают показать "крутизну" своего санузла. И часто это получается довольно безвкусно», — рассказал менеджер.
В сети магазинов сантехники «Афоня» «Секрету» сказали, что в 2021 году самый большой спрос на золотые унитазы наблюдался в октябре, а в 2022-м — в феврале. То же самое относится и к ёршикам в таком стиле — начавшийся в конце февраля кризис на спрос не повлиял.
«С ценой, конечно же, всё намного сложнее, в среднем цены поднялись на 40%. Чаще всего такой товар люди берут не спонтанно, они приходят уже с готовым дизайн-проектом и точно знают, что им нужен ёрш золотого цвета. Большая часть таких товаров идёт под заказ, поэтому с реализацией особых сложностей нет», — добавили в компании.
Представитель фирмы Nilo сказал, что не увидел ни падения, ни роста спроса на золотые унитазы в России. При этом в другой крупной компании по производству дорогой сантехники «Секрету» заявили, что с каждым годом «любителей подобной экзотики становится всё меньше и меньше». Там предположили, что на предпочтения потребителей влияет и «информационная повестка».
В частности, представитель компании напомнил коррупционную историю, главным участником которой стал начальник ставропольского управления ГИБДД Алексей Сафонов. Летом 2021 года силовика вместе с подчинёнными заподозрили во взяточничестве и превышении должностных полномочий. Внимание СМИ привлекло жилище Сафонова — дворец с золотым унитазом.