secretmag.ru
Опубликовано 01 декабря 2023, 15:01
9 мин.

Кто такой Валерий Гергиев и что он сделал для русской культуры. Только важное и интересное из биографии

-
Поднял Мариинку, усилит и Большой театр

Валерий Абисалович Гергиев (родился 2 мая 1953 года) — всемирно известный дирижёр, художественный руководитель и директор Мариинского театра. Много лет Гергиев открывал русскую классическую музыку западному слушателю: был главным дирижёром Лондонского симфонического оркестра, Роттердамского филармонического оркестра, а также Мюнхенского филармонического оркестра.

Гергиев — один из самых знаменитых современных российских деятелей культуры РФ. Он выступает на крупных музыкальных площадках мира и полжизни — 35 лет — бессменно руководит Мариинским театром в Петербурге. 1 декабря 2023 года стал ещё и директором главного театра страны — Большого.

Биография. Детство и юность

Валерий Гергиев родился в Москве. По национальности он осетин и детство провёл в Северной Осетии, в городе Орджоникидзе (сегодня это Владикавказ), там же окончил школу.

Отец был военным и прошёл Великую Отечественную войну: освобождал Вену, Кёнигсберг, Варшаву, Прагу, дошёл до Берлина. Мать работала инженером.

Когда мальчику было всего 14, отец скоропостижно скончался в возрасте 49 лет, поэтому воспитанием занималась мама. У Валерия есть две сестры: Светлана и Лариса Гергиевы. Последняя — народная артистка России, пианистка и оперный режиссёр.

Лариса делилась воспоминаниями о брате: «Мы росли в атмосфере семейной любви, тепла, внимания и заботы со стороны родителей. Они обожали друг друга, это была красивая пара. Наши двери всегда были открыты для гостей», — вспоминала она в интервью.

В детстве Валерий увлекался спортом, специально для него родители выписывали газету «Советский спорт». «Он знал поимённо составы всех футбольных команд в стране, результаты разных чемпионатов. И меня старался к этому приобщить», — рассказывала сестра.

Но ещё большая страсть у мальчика была к музыке. В семь лет он поступил в музыкальную школу имени П. И. Чайковского. Огромное впечатление на него произвели концерты Святослава Рихтера и Мстислава Ростроповича.

«Услышав, увидев этих музыкантов, я понял, что буду заниматься музыкой всю жизнь», — вспоминал Гергиев.

После окончания музыкальной школы будущий музыкант поступил на фортепианное отделение Орджоникидзевского училища искусств (сегодня это Владикавказское училище искусств имени Валерия Гергиева).

Дирижёр вспоминает, что смерть отца застала его, когда он обучался в училище. Утрата близкого человека окончательно помогла ему убедиться в выборе профессии.

«Я почувствовал, что мне не хочется видеться со многими людьми. А вместо этого хочется всё время быть наедине с какими-то музыкальными произведениями. И я стал очень много тогда играть. Даже уходил на ночь в училище. Много играл Бетховена. Наверное, мой юный организм тогда нуждался в такой вот защите. Я это помню до сих пор очень остро. Помню рояль, точнее, пианино, и в каких классах сидел, что играл, пошёл ли дождь или был холодный пронизывающий ветер. В тот момент почувствовал, что определился с выбором», — рассказывает Валерий.

Студент Ленинградской государственной консерватории Валерий Гергиев, 1977 год

Студент Ленинградской государственной консерватории Валерий Гергиев, 1977 год

© Олег Макаров / РИА «Новости»

В 1972 году Гергиев в возрасте 19 лет переезжает в Ленинград и продолжает развиваться в музыке: поступает в Ленинградскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в класс оперно-симфонического дирижирования. Там Валерий учится в классе Ильи Мусина, основоположника отечественной школы дирижирования.

Начало карьеры Гергиева

Ещё будучи студентом консерватории, Гергиев победил в конкурсе молодых дирижёров в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве. После этих наград юного дирижёра пригласили на работу в Кировский театр (сейчас Мариинский) и сразу на должность ассистента главного дирижёра Юрия Темирканова.

В январе 1978 года состоялся дебют — Гергиев дирижировал оперу Сергея Прокофьева «Война и мир».

Через 10 лет, в 1988 году, Валерия Гергиева избрали музыкальным руководителем Мариинского театра. С приходом в театр Гергиев запустил новые проекты, а именно крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В 1989 году прошёл фестиваль, посвящённый 150-летию Модеста Мусоргского, в 1990-м — 150-летию Петра Чайковского, в 1991-м — 100-летию Сергея Прокофьева, в 1994-м — 150-летию Николая Римского-Корсакова. На мероприятиях звучали не только знаменитые партитуры, но и редкие или неизвестные ранее сочинения.

Мариинский театр под руководством Гергиева

В 1988 году в возрасте 35 лет Валерий Гергиев стал художественным руководителем — директором Мариинки. Что важно: его снова выбрал коллектив, а не какой-то начальник сверху.

1991 год

1991 год

© Юрий Белинский / ТАСС

Валерий положил много сил и времени в трансформацию театра. В 1997 году на сцену вернулись оперы Рихарда Вагнера, запрещённые при СССР. Например, «Парсифаль», которая не исполнялась в стенах театра более 80 лет. В 2003 году прозвучала грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое исполнение после столетнего перерыва на российской сцене и первое в России на языке оригинала.

С «Кольцом нибелунга» Мариинский театр ездил на гастроли в США, Южную Корею, Испанию, Великобританию и другие страны.

Гергиев приглашал к сотрудничеству мировых режиссёров. В репертуаре театра появились постановки «Тристан и Изольда» и «Летучий голландец».

Также худрук стал привлекать в театр молодых вокалистов, которых сегодня знают во всем мире, — Анну Нетребко, Марию Гулегину, Ольгу Бородину.

Валерий Гергиев смог вернуть былую славу Мариинского театра и сделать его одним из важных символов русского искусства за рубежом.

Мариинка при Гергиеве стала часто выезжать с выступлениями в другие города страны. «Мы гастролируем по России больше, чем где-либо», — утверждал дирижёр.

В 2006 году в театре появился концертный зал, а в 2013-м вторая сцена (Мариинский-2). Мариинка превратилась в масштабный театрально-концертный комплекс.

И. о. президента РФ Владимир Путин и премьер-министр Великобритании Тони Блэр с супругами присутствовали на премьере оперы «Война и мир» в Мариинском театре, 2000 год

И. о. президента РФ Владимир Путин и премьер-министр Великобритании Тони Блэр с супругами присутствовали на премьере оперы «Война и мир» в Мариинском театре, 2000 год

© Сергей Величкин и Владимир Родионов / ИТАР-ТАСС

В 2016 году у театра появился первый филиал — Приморская сцена во Владивостоке, а в 2017-м открылся второй филиал во Владикавказе — Национальный государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия.

Работа за рубежом

Много лет параллельно с занятостью в Мариинском театре Гергиев работал приглашённым дирижёром в различных зарубежных оперных театрах. В 1992 году он дебютировал в Баварской государственной опере («Борис Годунов»), в 1993-м — в лондонском Ковент-Гардене («Евгений Онегин»), на следующий год — в нью-йоркской Метрополитен-опере («Отелло»).

За свою карьеру дирижёр успел посотрудничать с филармоническими и симфоническими оркестрами из Германии, Америки, Франции, Австрии и т. д.

В 1995 году Валерия пригласили на место главного дирижёра Роттердамского филармонического оркестра, в этом статусе он проработал до 2008 года. С 2007 по 2015 год Гергиев был главным дирижёром Лондонского симфонического оркестра. Коллеги восхищались работой Гергиева и всегда отмечали его неординарное видение прочтения классики. В 2015 году его пригласили на должность главного дирижёра Мюнхенского филармонического оркестра.

Отказ зарубежных театров от сотрудничества с Гергиевым

Контракт на сотрудничество с оркестром в Мюнхене был подписан до 2025 года, однако после начала СВО Гергиева отстранили от работы.

«Мюнхен расстаётся с главным дирижёром Валерием Гергиевым. Мюнхенский филармонический оркестр не будет больше выступать с концертами под его руководством», — заявил мэр города Дитер Райтер.

На встрече с членами попечительского совета Мариинского театра, 2013 год

На встрече с членами попечительского совета Мариинского театра, 2013 год

Перед этим местные власти открыто требовали от дирижёра дистанцироваться от СВО и пересмотреть свою позитивную оценку относительно действий президента РФ (дирижёр публично не высказался за или против спецоперации), на что получили отказ.

«Поскольку этого не произошло, единственное, что остаётся, — это немедленное расставание. Всё остальное мы уточним как можно быстрее», — также говорилось в сообщении мэра.

Комментируя своё увольнение, Гергиев сказал лишь, что теперь он больше времени тратит на работу с коллективом Мариинки, где много молодых артистов и предстоящих спектаклей.

«Я с 24 февраля не сделал ни одного комментария политического характера. Не потому, что я не хочу или мне запрещают. Я просто вдруг понял, что у меня есть возможность всецело заниматься тем, за что я отвечаю, — за Мариинский театр» — заявил Гергиев.

Вручение государственных наград Российской Федерации. Орденом Александра Невского награждён Валерий Гергиев — художественный руководитель — директор федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Мариинский театр», 2016 год

Вручение государственных наград Российской Федерации. Орденом Александра Невского награждён Валерий Гергиев — художественный руководитель — директор федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Мариинский театр», 2016 год

Миланский оперный театр La Scala также прекратил сотрудничество с дирижёром. Валерий должен был принимать участие в постановке оперы «Пиковая дама». Администрация концертного зала Карнеги-холл в Нью-Йорке тоже сообщила об отмене выступлений Гергиева и пианиста Дениса Мацуева.

Как Гергиев стал директором Большого театра

В марте 2022 года президент России Владимир Путин встретился с лауреатами премий в области культуры и искусств, на которой присутствовал и Валерий Абисалович. Путин сказал, что происходит настоящая «атака на русскую культуру» и «дискриминация всего, что связано с Россией». Потом глава государства обратился к Гергиеву с вопросом о создании объединённой дирекции Большого театра и Мариинки.

«В своё время у нас была дирекция императорских театров, которая позволяла заботиться о самых лучших коллективах соответствующим образом и развивать если не в одном ключе, то оказывая им поддержку таким образом, чтобы они наилучшим образом друг друга дополняли», — сказал президент.

В ходе посещения нового концертного зала, построенного по инициативе художественного руководителя и генерального директора Мариинского театра Валерия Гергиева, 2017 год

В ходе посещения нового концертного зала, построенного по инициативе художественного руководителя и генерального директора Мариинского театра Валерия Гергиева, 2017 год

Гергиев ответил, что обсуждение вопроса об объединении двух театров шло ещё в начале 1990-х годов. Гергиев согласился, что создание такой дирекции может иметь «далеко идущие и самые полноценные благоприятные возможности».

«Я прежде всего думаю о молодых артистах, музыкантах, артистах оркестров и хоров и, конечно, солистах. Им нужна поддержка», — заявил худрук Мариинки.

15 ноября 2023 года стало известно, что Валерий Гергиев может стать новым руководителем Большого театра. При этом объединять Большой театр и Мариинку не будут. Об этом заявил спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству и бывший министр культуры Михаил Швыдкой.

До этого момента Большой театр возглавлял Владимир Урин, но в ноябре 2023-го он написал заявление на увольнение по собственному желанию на имя премьер-министра Михаила Мишустина, и эту просьбу удовлетворили. 30 ноября Урин объявил коллективу Большого о своём уходе, а на следующий день стало известно, что с Гергиевым подписали контракт на 5 лет.

Личная жизнь Гергиева

Валерий женат. С будущей супругой Натальей Дзебисовой, осетинкой по национальности, он познакомился в 1998 году на музыкальном конкурсе в Санкт-Петербурге. Она была выпускницей родного ему музыкального училища во Владикавказе.

Роман начался стремительно, но первое время пара скрывала свои отношения, ведь Наталья была вдвое младше Валерия. На тот момент ей было почти 19 лет, а ему — 45. Поначалу родители девушки не принимали союз и были в шоке от такой разницы, но Гергиев смог их успокоить и доказать серьёзность намерений.

Валерий и Наталья поженились спустя год после знакомства, в 1999 году. Свадьбу сыграли на родине невесты. На торжество собрались тысячи гостей из разных частей России и СНГ.

В 2000 году у пары родился сын, которого назвали Абисал в честь деда по отцовской линии. В 2001-м появился второй сын Валерий, а в 2003-м у Гергиева родилась дочь Тамара.

Все дети пошли по стопам родителей и связали свою жизнь с музыкой и искусством. Абисал стал артистом Мариинского театра, Валерий — дирижёром, Тамара тоже периодически участвует в концертах Мариинского театра.

Художественный руководитель — директор Мариинского театра Валерий Гергиев перед началом встречи с членами попечительского совета театра, 2023 год

Художественный руководитель — директор Мариинского театра Валерий Гергиев перед началом встречи с членами попечительского совета театра, 2023 год

Доходы Валерия Гергиева

Худрук и директор Мариинки получает неплохой доход по меркам деятелей культуры. Последние несколько лет Минкульт не публикует его декларацию о доходах. В последний раз цифры раскрывали в 2016 году: тогда задекларированный доход директора Мариинского театра составил 154 млн рублей. В 2014 году было вдвое больше — 340 млн рублей. А в 2013 году Гергиев занял третье место в рейтинге Forbes «50 главных российских знаменитостей».

Факты о Валерии Гергиеве

  • Музыканта назвали в честь лётчика-испытателя Валерия Чкалова, который первым совершил беспересадочный перелёт через Северный полюс.
  • Гергиев в юношестве любил точные науки и побеждал на олимпиадах.
  • Именно по инициативе Гергиева в 1992 году Кировскому театру вернули историческое имя — Мариинский.
  • У дирижёра плотный гастрольный график. Он рекордсмен по количеству концертов: их число может доходить до 760 в сезон, а это в среднем два-три концерта в день.

Цитаты Валерия Гергиева

«Мы должны сделать что-то суммарно очень крупное, что будет не только держать нас на своей земле, но будет иметь более глобальное значение. Пока ты силён дома, ты силён в мире».

«Мы должны найти в себе силы победить зло внутреннее. И тогда внешнее зло нам будет не страшно».

«Мы живём в не очень хорошее время. Люди если не попрали ещё ногами те святые непреходящие культурные ценности, то во всяком случае чувствуют себя нормально без Толстого, Пушкина, Мусоргского, Чайковского».

«Мне кажется, что в наше непростое время мы должны ещё больше времени посвящать диалогу с величайшими авторами всех эпох, всех национальных традиций. Я нахожу в этом самый высший смысл!»