Кто такой Генри Форд и чем он запомнился
-Отец доступного автопрома, несостоявшийся фермер и состоявшийся антисемит
Генри Форд (30 июля 1863 — 7 апреля 1947) — американский промышленник и бизнес-магнат, основатель Ford Motor Company. Отец массового автопрома: во многом благодаря предпринимателю автомобиль из игрушки для богачей превратился в доступное средство передвижения. Он также первым внедрил 40-часовую рабочую неделю, запустил конвейерное производство, чётко спланировал системы управления и улучшил положение рабочих. При этом он был ярым антисемитом, которого отмечал сам Адольф Гитлер.
Генри Форд родился 30 июля 1863 года в семье Уильяма и Мэри Форд на семейной ферме неподалёку от Дирборна (штат Мичиган, США). Он был старшим из восьми (по другим данным, шести) детей.
Несмотря на скромное деревенское образование, Генри с юных лет проявлял интерес к механике и механизмам. Большую часть свободного времени он проводил в своей импровизированной мастерской. Когда Форду было 12 лет, отец подарил ему карманные часы. Генри разобрался в их работе и уже к 15 годам разбирал и собирал часы друзей и соседей, завоевав репутацию мастера по ремонту. В этом же возрасте он собрал свой первый паровой двигатель.
Генри был очень привязан к своей матери. Когда в 1876 году она скончалась, отец рассчитывал, что сын возьмёт управление фермой в свои руки, но мальчик ненавидел сельскую жизнь.
«У меня никогда не было особой любви к ферме. Единственное, что мне там нравилось, — моя мама», — позже делился Форд.
В 1878 году после сбора урожая Генри без предупреждения покинул ферму и переехал в Детройт к тёте по отцовской линии. Он устроился на завод по производству трамваев Michigan Car Company Works, но через 6 дней мальчика уволили. В 1879 году Уильям помог сыну устроиться подмастерьем в мастерскую James Flower and Brothers Machine Shop в Детройте. Там он проработал 9 месяцев, а после перешёл в компанию Detroit Dry Dock Company, которая специализировалась на производстве железных кораблей. Увы, ни одно из этих мест не приносило Генри необходимого дохода, чтобы покрыть арендную плату, поэтому молодому человеку пришлось устроиться в ночную смену к ювелиру, который занимался чисткой и ремонтом часов.
В декабре 1885 года на вечеринке по случаю Нового года Генри Форд встретил Клару Джейн Брайант (в будущем активную суфражистку). Молодые люди встречались на протяжении 3 лет, а в 1888 году поженились. Вскоре Генри вернулся на ферму, где отец выделил ему несколько акров земли, но продолжал мечтать о своём деле.
С 1888 по 1890 год Генри Форд обучался в бизнес-университете в Детройте. Там он изучал чистописание, бухучёт, черчение и общую деловую практику. После окончания вуза молодой человек задумался о том, как было бы здорово создать безлошадную повозку, — но на тот момент Форд не имел дела с электричеством и не представлял, как реализовать свою задумку. В сентябре 1891 года он устроился на работу в компанию Томаса Эдисона Edison Illuminating Company.
6 ноября 1893 года Клара родила первого и единственного ребёнка — сына Эдселя, а уже спустя месяц Генри получил повышение на работе. Его назначили главным инженером главного завода Эдисона в Детройте.
В свободное от работы время Форд, как и в юности, работал в своей мастерской — уже над созданием той самой безлошадной повозки, или автомобиля с бензиновым двигателем. На эксперименты теперь у него хватало и денег, и времени. К 1896 году Форд построил работающую машину, которую назвал квадроциклом. Это был небольшой автомобиль, состоявший из легкой металлической рамы с четырьмя велосипедными колесами, который приводился в движение двухцилиндровым бензиновым двигателем мощностью в четыре лошадиные силы. Инженер продал своё первое творение, чтобы профинансировать работу над улучшенной моделью — развозным фургоном.
17 апреля 1897 года Форд подал заявку на патент на карбюратор, а 5 августа 1899 года, получив поддержку от спонсоров, основал Детройтскую автомобильную компанию. 10 дней спустя Форд ушел из компании Эдисона.
12 января 1900 года Детройтская автомобильная компания выпустила свой первый коммерческий автомобиль, разработанный Фордом, — грузовой фургон для доставки. Но выпускаемые авто оказались невысокого качества и при этом с высокой стоимостью. Бизнес не задался — в конечном счёте компанию закрыли.
Следом Генри и старый знакомый, Александр Малкомсон, угольщик из Детройта, создали партнерство Ford & Malcomson — для производства авто. Бизнесмены арендовали завод и нашли поставщиков для деталей. Бизнес пошёл, но медленно, поэтому партнёры привлекли группу инвесторов и зарегистрировали в 1903 году Ford Motor Company с капиталом в $28 000. Генри принадлежало 25,5% акций.
В том же году продали первый автомобиль новой компании, фирма вышла в плюс и начала расширяться. Через 3 года Форд стал президентом и владельцем контрольного пакета акций.
В октябре 1908 года с конвейера сошла легендарная модель Т — «Жестяная Лиззи». Она была простой в обслуживании (можно было чинить самостоятельно) и очень надёжной. Вскоре Форд ввёл на заводе метод конвейерной сборки. Это произвело революцию в автомобильной промышленности и производстве в более широком смысле. И удешевило Model T.
Изначально этот автомобиль стоил, по разным данным, от $950 до $850, но за 19 лет его цена снизилась до минимальных $280. Только в США продали почти 15 млн экземпляров — рекорд, который продержался на протяжении 45 лет. За два десятилетия благодаря модели Т жизнь в Америке кардинально изменилась: люди стали мобильными, фермеры больше не оказывались отрезанными на своих угодьях. Автомобиль стал главной опорой американской экономики и стимулом к урбанизации.
В 1919 году Генри и его семья приобрели долю всех миноритарных акционеров за $105 млн и стали единственными владельцами компании. В том же году Форд назначил своего сына Эдселя президентом Ford Motor Company.
В 1927 году Форд перенёс производство в огромный промышленный комплекс, построенный на берегу реки Руж в Дирборне (штат Мичиган). Комплекс включал стекольный завод, сталелитейный завод, сборочную линию и все остальные необходимые компоненты автомобильного производства. В том же году компания Ford прекратила производство модели T и представила новую модель A, которая среди прочих улучшений отличалась большей мощностью и тормозами. Впоследствии заводы Ford открывались по всему миру.
Когда Эдсел Форд, тогдашний президент Ford Motor Company, умер от рака в мае 1943 года, его пожилой и больной отец вновь занял пост президента компании. В 1945 году он передал бразды правления своему внуку — Генри Форду II.
В том же году Американский институт нефти присудил Форду-старшему свою первую ежегодную золотую медаль за выдающийся вклад в благосостояние человечества.
В 1947 году Генри скончался в своём доме в Дирборне. На момент смерти ему было 83 года. Во время прощания мимо гроба промышленника проходило до 5000 человек в час.
Правительство США почтило память промышленника в 1965 году, разместив его изображение с моделью T на почтовой марке. В 1999 году журнал Fortune признал Генри Форда бизнесменом века.
Интересные факты
Не только автомобили
Компания Генри Форда производила не только автомобили. Во время Первой мировой войны компания предпринимателя разработала патрульные корабли «Орёл». К 1919 году в эксплуатацию ввели 60 кораблей, правда затраты на разработку оказались намного выше первоначальных оценок. Ford Motor Company пришлось прорыть каналы возле своих заводов, чтобы испытывать и транспортировать новые военные суда.
Компания также построила около 30 гидроэлектростанций, в том числе две для правительства США.
Предприниматель работал и над проектом Ford Estates, в рамках которого он скупал недвижимость и перестраивал её для других целей. В 1931 году он приобрёл поместье XVIII века Борхэм-Хаус в Англии и прилегающие 2000 акров земли. Он никогда не жил там и преобразовал поместье в Институт сельскохозяйственной инженерии. Ещё одно направление Ford Estates — совместные фермерские хозяйства в нескольких сельских районах США и Великобритании, где люди проживали в коттеджах и выращивали урожай и животных.
После нападения японцев на Пёрл-Харбор в 1941 году Ford стал одним из крупнейших военных подрядчиков США. Компания поставляла самолёты, двигатели, джипы и танки на протяжении всей Второй мировой войны.
я выбрал вместо рекламы.
Борьба с курением
В 1914 году Генри Форд опубликовал первый из четырёх томов под названием «Дело против маленького белого работорговца» — трактат для молодёжи о вреде сигарет. На такую инициативу предпринимателя подтолкнул его близкий друг и наставник Томас Эдисон, который не принимал на работу курящих людей. Инициатива Форда шла вразрез с нравами того времени: курение в XX веке было повсеместным и ещё не ассоциировалось с проблемами со здоровьем.
До 1947 года на заводах Ford Motor запрещалось курить, но после смерти Генри Форда его внук, Генри Форд II, отменил это правило.
Масонство (вероятно) и антисемитизм (точно)
Генри Форд был антисемитом. Предприниматель считал, что «банкиры» и «евреи» несут ответственность за целый ряд вещей, которые ему не нравились: от мировой войны до коротких юбок и джазовой музыки. Антисемитскую кампанию Форд продвигал через свою газету Dearborn Independent.
В период с 1920 по 1922 год в ряде статей осуждалось всё еврейское. Буквально каждую неделю в газете выходили материалы, в которых исследовали предполагаемый заговор еврейских групп с целью достижения мирового господства.
Основой для статей послужила древняя и печально известная публикация «Протоколы сионских мудрецов», которую в 1903 году выпустили в российской газете «Знамя». Точное происхождение «протоколов» неизвестно, но они изображали евреев заговорщиками против государства. Форд также потребовал, чтобы все его автосалоны по всей стране продавали Independent и распространяли его среди своих клиентов. Статьи предпринимателя публиковали и в Германии, за идеи Форда хвалил даже Гитлер.
В 1927 году Форд принёс официальные извинения еврейской общине за ложные убеждения (после бойкота представителями этого народа продукции Ford и волны негодований).
Масонская ложа в сборнике своих известных участников указала и Генри Форда. Ему также приписывается фраза: «Масонство — лучшее колесо равновесия, которое есть в Соединенных Штатах».
Cостояние
«Одной из самых больших проблем было почти полное отсутствие внимания к финансовому учёту. Никто не знал, насколько хорошо или плохо работал сталелитейный завод, кузнечный цех или любая другая часть бизнеса. Просто не было адекватных цифр. Мы располагали лишь общей финансовой отчётностью, которую составляли редко и в целях налогообложения», — делился в одном из интервью Генри Форд II.
Дело в том, что его дед не доверял бухгалтерам. Генри сколотил одно из самых внушительных состояний, даже не проводя аудит компании. Без бухгалтерского отдела он не мог точно знать, сколько денег поступает и тратится каждый месяц. По некоторым данным, все счета компании взвешивали на весах.
После смерти Генри Форда его доля акций Ford перешла к Фонду Форда, который создали как средство сохранения семейного контроля над фирмой. Впоследствии он стал самым богатым частным фондом в мире.
Фордизм
Запустить массовое производство автомобилей Форду помогла уникальная в то время стратегия. Предприниматель произвёл фурор в американской промышленности, когда начал использовать крупные производственные предприятия, стандартизированные взаимозаменяемые детали и движущуюся конвейерную ленту. Это позволило предпринимателю повысить производительность труда.
В 1914 году Форд увеличил дневную заработную плату за восьмичасовой рабочий день для своих рабочих до $5 (с $2,34 за девять часов), установив стандарт для отрасли.
Сотрудничество с РФ и СССР
В 1929 году Ford Motor Company подписала соглашение с советским правительством об открытии двух заводов компании в СССР — в Нижнем Новгороде и Москве. Контракт предусматривал, что Форд будет контролировать строительство завода в Нижнем Новгороде для производства автомобилей модели А. В Москве же должно было заработать сборочное производство. Взамен СССР согласился купить 72 000 автомобилей Ford в разобранном виде и все запчасти, которые потребуются в течение следующих 9 лет. Сумма их покупки составила около $30 млн.
Форд предоставил подробные чертежи заводских зданий и оборудования и отправил инженеров и мастеров для наблюдения за строительством и запуском. В 1936 году этот завод в Нижнем выпускал ГАЗ М-1, построенный на базе Ford B. Даже в годы холодной войны, когда напряжённость в отношениях двух новых сверхдержав достигла предела, советские автоконструкторы продолжали работать с американским магнатом.
В середине 1960-х годов Генри Форд — младший прилетел в Москву специально для того, чтобы купить лицензию на производство советского микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность». Это советское изобретение отличалось ярким дизайном — своего рода гибрид автобуса и лимузина. К сожалению, переговоры Форда с советским правительством результатов не дали.
Вскоре Ford Motor Company пришлось столкнуться с ещё одной «русской революцией». На этот раз коммунистическую сверхдержаву — закрытую и враждебно настроенную ко всему американскому — сменила либеральная страна, которой нужны были качественные автомобили. Однако экономический климат 1990-х годов создавал определённые риски для иностранных автомобильных компаний, стремящихся занять нишу.
Как и в 1930-х годах, компания пошла на риск и стала одной из первых иностранных компаний, открывших филиал в Российской Федерации в 1992 году. Спустя десятилетие, в 2002 году, американский производитель открыл свой первый завод по выпуску иномарок.
Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране, Ford смог завоевать сердца и многих российских автолюбителей — и всё благодаря одной модели: Focus.
Цитаты
- «Для владельца бизнеса есть одно правило: производить товары самого высокого качества по минимальным ценам, выплачивая сотрудникам максимальную заработную плату».
- «Неудача — это просто возможность начать заново, на этот раз более разумно».
- «Каждый, кто перестает учиться, — стареет, неважно, в 20 или 80 лет, а любой другой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самое главное в жизни — это сохранить мозг молодым».
- «Думать — самая тяжёлая работа, и, вероятно, поэтому так мало людей ей занимаются».
- «Вам не обязательно занимать какую-то должность, чтобы быть лидером».
- «Если деньги — ваша надежда на независимость, у вас их никогда не будет. Единственная реальная гарантия, которая будет у человека в этом мире, — это запас знаний, опыта и способностей».
- «Если и существует какой-то секрет успеха, то он заключается в способности понимать точку зрения другого человека и видеть вещи с точки зрения этого человека так же, как и со своей собственной».
«Заработную плату платит не работодатель. Работодатели только распоряжаются деньгами. Заработную плату платит клиент».
- «Секрет фирмы»;
- thoughtco.com: 1, 2
- history.com: 1, 2;
- forbes.com;
- medicolegal.tripod.com;
- corporate.ford.com;
- jstor.org;
- theatlantic.com;
- cambridge.org;
- My Life and Work / Ford Henry, Crowther Samuel. — Garden City Publishing Company, Inc. Various republications, 1922.