Кто такие гопники и что такое гоп-стоп. Объясняем простыми словами
Гопники (гопота, гопы) — это представители маргинальной молодёжи, которых отличает необразованность, низкий социальный статус, агрессивность, пренебрежительное отношение к общепринятым моральным принципам и этическим нормам. Чаще всего это мелкие преступники либо шпана, которая вдохновляется криминалом. Гопники наравне с рэкетирами и ворами в законе стали одним из символов России 1990-х годов. В 2000-х они превратились в своего рода маргинальную субкультуру «чётких пацанов», живущих по воровским законам и блатным понятиям.
© Коллаж: «Секрет фирмы», кадр из сериала «Реальные пацаны», kinopoisk.ru, commons.wikimedia
Проще говоря, гопники — это маргинальная, агрессивная и малообразованная молодёжь с низким социальным статусом, ведущая в основном паразитический, а иногда и криминальный образ жизни.
Чаще всего гопники — это выходцы из неблагополучных семей, проживающие в трущобах, пригородах или спальных районах на окраинах городов.
В народе гопников часто отождествляют с мелкими преступниками, однако это не обязательное условие и не все гопники нарушают закон. При этом в подавляющем большинстве случаев их действия могут подпадать, как минимум, под статью о мелком хулиганстве — 20.1 КоАП РФ, а как максимум — под такие статьи УК РФ, как хулиганство, вымогательство, кража, грабёж, разбой и т. д.
В русском языке самые близкие по смыслу слова-синонимы — это «шпана», «хулиган» и «мелкий преступник». Слово «гопник» имеет явный негативный и пренебрежительный окрас — вероятно, поэтому сами гопники обычно так себя не называют и сторонятся этого ярлыка, предпочитая называть себя чёткими пацанами.
История появления гопников в России
Считается, что термин «гопник» появился в России ещё в конце XIX века, при этом зародился он в культурной столице — Петербурге.
По одной из версий, в конце 1890-х годов в помещениях современной гостиницы «Октябрьская» (исторический центр Санкт-Петербурга, перекрёсток Невского и Лиговского проспектов) разместили Городское общество призора, сокращённо ГОП.
Эта организация занималась перевоспитанием беспризорных детей и подростков, которые промышляли мелким бандитизмом на улицах города. Трудных детей отлавливали и доставляли в ГОП, где они жили и зачастую продолжали вести преступный образ жизни, докучая прохожим в самом центре Петербурга.
Вскоре таких трудных подростков стали называть гопниками — по названию надзорной организации.
Гопники с Лиговского проспекта
После Октябрьской революции 1917 года Городское общество призора упразднили, на его месте создали Государственное общежитие пролетариата, которое, по иронии, также сокращалось в уже привычный петербуржцам ГОП.
Новое общежитие выполняло старую функцию: сюда всё так же свозили беспризорников и малолетних преступников. А вот перевоспитанием уже не занимались, рассудив, что трудных подростков направит на путь истинный сама советская идеология.
Кроме того, общежитие стало принимать и взрослых: комнаты давали так называемым лимитчикам — провинциальным рабочим и крестьянам, которые приезжали в Петербург на заработки. Селили туда и различных обездоленных: нищих, бездомных и безработных.
Гремучий коктейль из разношерстных и часто маргинальных жильцов привёл к тому, что в районе ГОП-общежития резко увеличился уровень преступности, расплодились многочисленные уличные банды. Сама ГОП-гостиница превратилась в своего рода бандитское гетто: преступную коммуну, где царили воровские законы.
«К середине 1920-х в общежитии были прописаны почти 400 человек, средний возраст которых не превышал 24 лет. По большей части уже к двум дня в здании не оставалось ни единого трезвого человека. Грабили ГОП-ники всех, кто рисковал подойти к их логову ближе чем на километр», — рассказывает об истории гопников с Лиговского проспекта петербургский писатель Илья Стогов.
За «Лиговкой», как её прозвали в народе, закрепилась дурная слава. Жители Петербурга старались обходить злачное место стороной.
Постояльцев ГОП-гостиницы, а позже и всех бандитов-хулиганов с Лиговки и окрестностей, стали называть гопниками. Слово быстро прижилось и ушло в народ.
Вскоре появились фразеологизмы и крылатые фразочки вроде шутливой «количество гопников определяется в лигах». У человека, который в обществе вёл себя некультурно, могли иронично спросить, не живёт ли он на Лиговке, намекая на дурные манеры, присущие гопникам.
Гопники и чубаровщина
С годами уровень преступности вокруг ГОП-коммуны на Лиговском проспекте только рос, а нравы её жильцов становились всё жёстче. Апогеем беспредела стал чудовищный случай, произошедший летом 1926 года. По некоторым данным, вечером 21 августа гопники с Лиговки подкараулили на проспекте 20-летнюю работницу пуговичной фабрики.
Преступники затащили девушку в ближайший сквер, где избили её и изнасиловали. Гопникам этого показалось мало, и тогда они решили подзаработать на жертве: преступники стали предлагать окружающим присоединиться к насилию за 15–20 копеек с человека.
Позже потерпевшая рассказала оперативникам, что за ночь над ней надругались около 30 человек (по другим данным — около 40). В считаные часы милиция задержала большинство из насильников. Семерых из них суд приговорил к расстрелу, остальные получили тюремные сроки.
История всколыхнула общественность. Советские граждане требовали самой суровой кары для преступников и повсеместного усиления борьбы с криминалом. Этот чудовищный случай вошёл в историю как чубаровщина (по названию Чубарова переулка, где бандиты напали на девушку) и стал нарицательным.
На фоне развернувшейся борьбы с преступностью злачное ГОП-общежитие на Лиговском проспекте оперативно закрыли, а постояльцев-гопников (кого не смогли привлечь к суду) разогнали.
Слово «гопник» разошлось по Советскому Союзу. Какое-то время его использовали наравне со словами «преступник» и «хулиган», чаще всего по отношению к неблагополучной молодёжи. Однако большой популярностью термин не пользовался, в послевоенный период слово встречалось в повседневном лексиконе граждан всё реже, а в некоторых регионах и вовсе пропало из обихода.
Гопники в России 90-х
Вспомнили о слове и о самих гопниках в 1980-е годы. Тогда этим словом описывали хулиганистую молодёжь, которая сколачивалась в банды и устраивала драки стенка на стенку — двор на двор. В таких потасовках доставалось и случайным прохожим, которые по незнанию могли зайти на «чужую» территорию и получить там тумаков.
Гопники перестроечного периода переняли от своих «лиговских» прародителей страсть к мелким преступлениям, особенно к уличному разбою и грабежу. В гоп-среде это стало не только нормой, но и способом доказать сородичам свою крутость.
«Это было частью имиджа, средством развлечения и способом поддержания авторитета», — отметила исследовательница социальных явлений Елена Бессонова.
В таком виде гопники шагнули в новую эпоху: развал СССР, новая Россия и воцарившиеся вокруг свобода и хаос лихих 90-х годов.
Страну захлестнула волна организованной преступности: бандитские войны шли прямо на улицах городов, криминальные авторитеты, воры в законе и другие главари преступного мира делили сферы влияния, а их подручные бандиты и рэкетиры кошмарили бизнес и частных предпринимателей.
Милиция сбивалась с ног, отлавливая серьёзных и опасных бандитов. Расследовать мелкие преступления не было ни сил, ни времени. Это развязало руки шпане и различным мелким жуликам, в том числе и гопникам, которые уже промышляли уличными кражами.
Из-за экономического кризиса россияне добывали деньги как могли, в том числе сутками вкалывая на двух и более работах и подработках. Найти своё место в новой жизни получилось далеко не у всех: безработица и нищета приводили к маргинализации, пьянству и употреблению наркотиков.
Как итог — пока родители пахали на бесконечных работах или чахли в пьяном угаре, беспризорные дети и подростки оказались предоставлены сами себе, их воспитанием занялась улица.
На этом фоне гоп-движение разрасталось как на дрожжах и всё больше неприкаянной молодежи пробовало себя на преступном пути.
Исследователи отмечают, что гопники 1990-х годов активно перенимали жизненную философию, мировоззрение и поведение уголовников, используя воровские законы как руководство для жизни.
Перенимали гопники и некоторые тюремные повадки. Например, одна из известнейших и, пожалуй, самая высмеянная в тысячах анекдотов и телешоу — любовь гопников к сидению на корточках. Привычка эта упирается корнями в тюремный уклад. Только на зонах сидение «на кортах» имело практический смысл: тюремный распорядок запрещает садиться или ложиться на шконку до отбоя, а стульев на всех не предусмотрено.
Для «чётких пацанов» стало важнее не просто ограбить жертву, а хорошенько её напугать, постараться испытать над ней свою власть, унизить и заставить себя «уважать». В 90-е отличительной чертой гопников стало активное употреблению воровского жаргона и ненормативной лексики.
За счёт того что гопники в основном сопереживали тюремной идеологии, матерые преступники нередко использовали их для выполнения мелких и подчас незаконных поручений. На криминальном языке таких помощников пренебрежительно называют «шестёрками», то есть услужливыми приспешниками бандитов.
Гопники в 2000-х
С концом лихих 90-х начался и постепенный закат эпохи гопников. Активная борьба государства с преступностью сильно проредила ряды гоп-движения: грабители, разбойники и прочие серьёзные преступники из числа гопников отправились за решётку.
На улицах остались те, кого посадить было (пока) не за что. В начале 2000-х гопники превратились в своего рода преступную субкультуру.
Трудные подростки всё так же сбивались в группы, околачивались по дворам и переулкам, приставали к прохожим и устраивали драки, однако прибегать к серьёзным преступлениям стали значительно реже.
На первый план вышли воровские понятия и желание самоутвердиться за счёт более слабой жертвы.
Это были уже не те опасные парни, какими их знали в 90-е годы. Гопники новой формации всё больше вдохновлялись и подражали не реальным бандитам и зэкам, а героям отечественного кино: бандитам из сериала «Бригада», фильма «Бумер» и т. д.
В гоп-компаниях того времени сформировалась своего рода идеология. Ценились маскулинность, решительность, дерзость и «чёткость», то есть неукоснительное следование неписаным нормам группы.
Гопники пропагандировали в своих рядах то, что они понимали под понятиями «честь» и «смелость». При этом важным оказалось проявление этих качеств в группе, то есть на глазах у сородичей. Если никто из «своих» не видел, как человек проявил смелость в драке, то, считай, дрался зазря.
Идеология гопников не позволяла жалеть людей, которые не могли постоять за себя в драке. Таких людей называли лохами, не уважали и намеренно прессовали, показывая своё превосходство.
Закон гопники всё так же нарушали, но по большей части отказывались от опасного (и серьёзно наказуемого) разбоя и грабежей в пользу сравнительно менее опасного для жизни вымогательства.
Устоявшееся выражение «отжать мобилу» буквально значило, что гопник не отбирает у жертвы ценность, а старается разными способами (в том числе с применением насилия и угроз) уговорить потерпевшего по своей воле расстаться с имуществом.
В этом плане гопники многое переняли от рэкетиров, которые схожим образом кошмарили бизнес и обкладывали данью предпринимателей.
Закат эпохи гопников
Постепенно популярность гоп-движения угасала. К началу 2010-х гопники пропали с улиц крупных городов. Гоп-компании точечно встречались (и продолжают встречатсья) на окраинах и в спальных районах, но в центре мегаполиса их увидеть стало практически невозможно.
Исследователи отмечают, что у этого есть несколько причин.
-
Сказалась демографическая яма 90-х годов. Олдскульные гопники выросли, обзавелись семьями и остепенились, а детей и подростков, которые в теории могли прийти им на смену, физически стало кратно меньше.
-
Мода на преступный образ жизни, которая так привлекала детей в 90-х годах, постепенно сошла на нет. Ей на смену пришли другие ценности и увлечения.
-
Постепенный рост уровня жизни и образования, а также повсеместное снижение уровня преступности.
На последнее повлияло и развитие новых технологий. Сегодня камеры наблюдения есть практически в каждом дворе, что сильно затрудняет возможность безнаказанно совершать преступления: попробуешь у кого-то «отжать телефон», и через пару часов участковый тебя вычислит и заведёт уголовное дело.
К тому же и сами телефоны теперь бессмысленно отжимать — современные гаджеты защищены разнообразными паролями и отслеживающими программами. Наличные тоже мало кто носит — все деньги теперь на банковских счетах, а попробуешь их перевести и останется электронный след, который также очень быстро приведет полицейских к тебе домой.
При этом сам термин гопник из современного лексикона не исчез. В народе так до сих пор называют неприкаянную агрессивную молодёжь, которая промышляет мелким хулиганством. Используют это слово и в отношении взрослых, когда хотят обличить глупость, невоспитанность и грубость человека.
Факты
За десятилетия существования термина гопник в разговорном русском языке появилась масса производных слов. Так, нападение на жертву и отжатие у неё ценностей называют «гоп-стоп», а самих гопников, промышляющих гоп-стопом также могут называть «гопстопщиками» или «гопстопниками». Девушку-приверженку гоп-движения называют «гопница» или «гопотёлка».
Термин гопник получил широкое распространение на всей постсоветской территории, в России и странах СНГ. Однако сами гопники существуют во многих странах мира, где есть свои обозначения этому явлению. Например:
- В Великобритании гопников называют «чав» или «чарвер»,
- в Польше — «дресяры»,
- в Латвии — «урлас»,
- в Германии — «аззи»,
- в Израиле — «арсы»,
- во Франции — «ракаи»,
- в Австралии — «боган»,
- в Японии — «янки»,
- в Испании — «кани»,
- в Казахстане — «мамбеты»,
- в США — «реднеки», «деревенщина» или «white trash», что переводится как белый мусор или белое отребье.