Что такое утилизационный сбор и как его рассчитать. Объясняем простыми словами
Утилизационный сбор — обязательный разовый платеж в государственный бюджет, который платят импортёры, производители и покупатели автомобилей и других транспортных средств (ТС), специальной техники, самоходных машин и прицепов. С 1 октября 2024 года утилизационный сбор в России в очередной раз вырастет. Сначала платёж поднимется на 70–85%, а затем будет ежегодно индексироваться на 10–20% до 2030 года.
Статью проверил:
Проще говоря, по сути, утилизационный сбор — это налог. В теории эти деньги потратят на утилизацию автомобиля, когда тот придёт в негодность, а материалы отправят на переработку.
По закону, сбор взимают ради экологической безопасности, для защиты здоровья человека и окружающей. Но также распространено мнение, что на деле утилизационный сбор стал ещё одной таможенной пошлиной.
Деньги за утилизацию нужно оплачивать:
- производителю авто, которое изготовлено в России;
- импортёру за машину, которую он ввозит в Россию;
- покупателю, если ранее за его авто не взимался утильсбор.
Как рассчитывают утилизационный сбор
Расчёт суммы утилизационного сбора осуществляют по формуле:
Базовая ставка * коэффициент = сумма утилизационного сбора.
Какая базовая ставка для утиль сбора? Её и коэффициент устанавливает правительство. На легковые автомобили в 2023 году базовая ставка составляет 20 000 рублей, для грузовиков уже 150 000 рублей, а на спецтехнику — 172 500 рублей. Предварительно на 2024 год сбор будет аналогичным.
Коэффициенты зависят параметров автомобиля — возраста, категории, объёма двигателя. Например, вы хотите привезти из-за границы новую или почти новую машину с мотором не больше 3 литров, то базовую ставку нужно будет умножить на 0,17. Получится 3400 рублей.
Если авто старше трёх лет, то коэффициент вырастает до 0,26, а сумма платежа — до 5200 рублей.
Коэффициенты утильсбора
С 1 августа 2023 года изменились некоторые коэффициенты расчёта утилизационного сбора.
Например, значительно подорожал утильсбор для любителей мощных машин. Для авто с двигателями 3–3,5 литра коэффициент с 0,17 поднялся до 48,5, а для машин с ещё большим мотором — до 61,76.
То есть если до августа 2023 года физлица за машины с такими двигателям платили утилизационный сбор в размере 3 400 рублей, то теперь им нужно будет отдать около миллиона рублей.
Для покупателей более скромных машин ставка и коэффициенты остались прежними. Но появилось новое правило: если человек захочет продать ввезённую из-за границы машину в течение года, ему придётся платить сбор по коэффициентам для юрлица. А они тоже выросли:
- для двигателей до 1 литра коэффициент был 2,41, а стал 4,06;
- для 1–2-литровых авто коэффициент был 8,92, а стал 15,03;
- для 2–3-литровых авто коэффициент был 14,08, а стал 42,24.
Каким будет утильсбор после октября 2024 года
Ставка для легковых автомобилей с двигателями 1–2 литра составит около 556 000 рублей в конце 2024 года (сейчас 300 600 рублей) и около 667 000 рублей — в 2025 году.
При этом утильсбор не затронет физлиц, которые ввозят машину в РФ с двигателем до 3 литров для личного пользования. То есть для ввоза авто, например, из Японии ничего не изменится. А вот производители и импортёры столкнутся с ростом расходов.
Эксперты считают, что новая мера может привести к росту цен на авто. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, повышение тарифов нужно для поддержки отечественного автомобильного рынка.
История утилизационного сбора в России
Пилотный проект по утилизационному сбору появился в 2009 году при утверждении федеральной программы по утилизации автомобилей. Хозяин старой машины мог сдать её на переработку, уплатив при этом государству фиксированный сбор в 3000 рублей. Взамен человек получал сертификат на скидку 50 000 рублей на покупку нового автомобиля (авто при этом должно быть отечественным либо же иномарка, которую собирали в России).
В 2012 году тогда премьер-министр России Владимир Путин посещал завод «АвтоВАЗ» в Тольятти, где провёл совещание по вопросам автопрома. На совещании Путин поддержал идею представителя международной природозащитной организации Greenpeace (в 2023 году признана нежелательной в России) о необходимости ввести ответственность производителей автомобилей при утилизации отходов.
На совещании эксперты заявляли, что таким образом ещё и смогут защитить Россию от резкого роста объёма ввоза подержанных иномарок, которые якобы не отвечают современным экологическим требованиям и требованиям безопасности. Предполагалось, что в России будет огромный наплыв иномарок, ведь накануне Россия присоединилась к ВТО, одним из условий для которого было снижение ввозных пошлин.
В том же 2012 году утвердило правила взимания автомобилей на утиль и ставки сбора.
Изначально его платили только импортёры. С 2014 года начали выплачивать и автоконцерны (для локализованных автоконцернов ввели субсидии, сопоставимые с размером сбора, при условии подписанного контракта с Минпромторгом).
Когда не нужно платить утильсбор
- автомобиль как личное имущество ввезли в Россию вынужденные переселенцы или участники по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа;
автомобиль принадлежит консульствам, дипломатическим представительствам, международным организациям, сотрудникам таких организаций или членам их семей;
- с года выпуска автомобиля прошло 30 и более лет.
Критика утильсбора
В 2021 году Счётная палата раскритиковала утильсбор. По мнению ведомства, он не выполняет той функции, ради которой был введён, — снизить уровень загрязнения окружающей среды. Сейчас он не в состоянии обеспечить экологическую безопасность, защиту здоровья людей и окружающей среды от вредного воздействия транспорта. «Очевиден приоритет для государства фискальной и регулирующей функций утилизационного сбора над обеспечением экологической безопасности как цели сбора, сформулированной при его установлении», — указали аудиторы.
Пример упоминания на «Секрете»
«Поставить на учёт машину, растаможенную, например, в Казахстане, Армении или Киргизии, тоже может быть непросто. В России за неё придётся выплатить утилизационный сбор, а для этого может понадобиться таможенная декларация. Если же её нет, то в связи с запросом за рубеж, авто может зависнуть на приличный срок, вплоть до нескольких месяцев».
(Из материала о проблемах с машинами, ввезёнными по серой схеме.)
Статью проверила:
Юлия Шлёнская, президент таможенного брокера КВТ