Что такое реферальная программа. Объясняем простыми словами
Реферальная программа — вид сотрудничества, при котором компания поощряет клиентов за привлечение новых потребителей.
Проще говоря, это подарок или бонус для клиента за покупки, которые совершают его друзья или знакомые. Новые клиенты уже сразу настроены лояльно, так как компанию им рекомендуют люди, чьему мнению они доверяют.
Например, ваш друг написал отзыв на новенький телефон в своём блоге, а внутри текста оставил реферальную ссылку на этот гаджет. Вы прочитали отзыв, прошли по ссылке и тоже купили новенький телефон. Ваш друг в таком случае получит вознаграждение 500 рублей на следующую покупку, а вы радуетесь новому удобному девайсу.
Пример употребления на «Секрете»
«Если вам кажется, что у вас работает сарафанное радио, — время внедрять реферальную программу и платить тем, чьи рекомендации привели к покупке вашего продукта».
(Экс-директор по маркетингу Selectel Аурика Виларди — о том, как не выбросить деньги на рекламу.)
Нюансы
Того, кто продукт рекомендует и хвалит, называют рефери, а того, кто пришёл за этим продуктом по рекомендации, — реферал.
Реферальные программы бывают одноуровневые (как в примере со смартфоном выше) и многоуровневые, когда продажи идут по цепочке. То есть реферал может порекомендовать товар или сервис кому-то из своих друзей и самому стать таким образом рефери.
Также они бывают односторонние (когда выплату получает только реферал) и многосторонние (выплату получает и реферал, и рефери).
Статью проверил:
Вадим Ковригин, доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова