Что такое продакт-плейсмент. Объясняем простыми словами
Продакт-плейсмент — вид скрытой рекламы, когда персонажи в художественных произведениях пользуются товарами реальных брендов.
В «Матрице» Морфеус отправляет Нео телефон, чтобы предупредить его об опасности. Это специальная модель Nokia 8110, выпущенного за три года до этого. После выхода фильма компания продала более 8 млн Nokia 8110. Есть и другие примеры удачного продакт-плейсмент.
Продакт-плейсмент имеет преимущества по сравнению с обычной рекламой:
- ненавязчивость (чаще всего не раздражает зрителя);
- ассоциация с любимым персонажем (его авторитет распространяется и на бренд);
- выделенность (товар рекламируется отдельно, не в череде других товаров).
Но есть и недостатки:
- трудности в оценке эффективности рекламы;
- очень высокая цена за размещение в популярных фильмах, шоу, стримах и т. д.;
- отсутствие прямого призыва к покупке.
Пример употребления на «Секрете»
«Я и сейчас очень боюсь потерять аудиторию "Масяни", поэтому в YouTube-канале, где лежит сериал, ни одного коммерческого ролика нет. Ещё одна вещь, от которой я категорически воздерживаюсь, — это продакт-плейсмент. Только отдельные ролики».
(Художник Олег Куваев — о мультфильме «Масяня».)
Критика
Некоммерческие организации, защищающие права потребителей, считают такую рекламу нечестной и требуют раскрывать информацию о договорах продакт-плейсмента и предупреждать зрителей о наличии такой рекламы.
В Европе продакт-плейсмент регулируется законодательством и запрещён в детских фильмах и новостях. В России продакт-плейсмент не считается рекламой.
Также высказываются опасения, что продакт-плейсмент может повредить творческой свободе сценаристов, которые вынуждены переписывать сценарий, чтобы внедрить в него определённый бренд.
История
Продакт-плейсмент появился ещё в XIX веке в живописи. В картине «Бар в "Фоли-Бержер"» 1882 года присутствует узнаваемая бутылка эля крупной пивоваренной компании. В кино продакт-плейсмент проник уже в фильмы братьев Люмьер — то есть на самой заре кинематографа.
Факт
Существует также обратный продакт-плейсмент: когда вымышленный продукт становится реальным. Например, в 2014 году в Нью-Йорке открыли кофейню Central Perk, которая была точной копией кафе из сериала «Друзья».
Статью проверила:
Екатерина Никерина, преподаватель GeekBrains