Что такое POS-кредитование. Объясняем простыми словами
POS-кредитование — оформление кредитов в торговых точках (Points Of Sale) — магазинах, салонах связи, гипермаркетах и т. д.
Проще говоря, помните, когда вы приходите в магазин бытовой техники и оформляете крупную покупку вроде холодильника, продавец предлагает рассчитаться в кредит? Если вы согласитесь, он направит запрос в банк и в случае одобрения тут же у кассы даст подписать договор. В итоге за холодильник вы заплатите только часть суммы, а остальное будете отдавать ежемесячно в течение полугода или года. Это и есть POS-кредитование.
В этой схеме заёмщик не получает на руки деньги: банк рассчитывается с магазином за товар, а покупатель постепенно возвращает банку эту сумму.
Пример употребления на «Секрете»
«Оказалось, около 35% отказов на этапе покупки происходили из-за нехватки средств на счету покупателя. В офлайне магазины давно решили эту проблему с помощью POS-кредитования. Небольшой онлайн-магазин не может посадить на сайте представителя банка с брендированной стойкой, зато может добавить в способы оплаты «покупку в кредит». Кстати, для магазина это обычный платёж — кредит выдаёт сервис, обеспечивающий приём платежей».
(Заместитель коммерческого директора «Яндекс.Кассы» Дмитрий Кармишин — о том, как интернет-магазину повысить средний чек.)
Нюансы
Кредиты в торговых точках выдают не только банки, но и МФО — микрофинансовые организации. Они часто быстрее одобряют заявки, потому что у них меньше критериев, по которым они оценивают заёмщика.
Кроме торговых точек, POS-кредиты оформляют и другие организации: например, фитнес-клубы или туристические агентства.
В отличие от стандартного кредита в банке, POS-кредитование предполагает упрощённую идентификацию заёмщика — не нужно, например, оформлять справку 2-НДФЛ: обычно хватает паспорта и СНИЛС. Решение по заявке приходит через несколько минут. Поэтому ставки в POS-кредитовании выше, чем в потребительском кредитовании.
Цифры
По итогам 2021 года рынок POS-кредитования в России вырос на 26%, до 400 млрд рублей, благодаря тому, что такая форма оплаты вошла в новые ниши — например, её внедрили образовательные проекты. Каждый месяц россияне в среднем брали 465 000 POS-кредитов на 16,2 млрд рублей.
Статью проверил:
Николай Мрочковский, к. э. н., доцент РЭУ им Г. В. Плеханова