Что такое норма прибыли. Объясняем простыми словами
Норма прибыли — показатель, который иллюстрирует, сколько прибыли (чистой или валовой) приносит каждый вырученный рубль.
С помощью этого показателя инвесторы оценивают рентабельность бизнес-проектов. Чтобы определить норму прибыли, они прибыль делят на выручку и умножают получившуюся цифру на 100%.
Например: 435 000 рублей / 2,311 млн рублей * 100% = 18,8%.
Для расчётов обычно используют валовую (разница между выручкой от продаж за определённый период и себестоимостью до выплаты налогов и других расходов) и чистую (часть выручки, которая остаётся после всех расходов, включая налоги, амортизацию, себестоимость товара и так далее) прибыль.
Регулярно рассчитывая норму прибыли можно в динамике отследить отклонения в рентабельности компании или подразделений, выявить расхождения со средними по отрасли показателями и при необходимости скорректировать курс.
Пример употребления на «Секрете»
«В онлайне есть затраты на сбор заказов для клиентов, колл-центр, логистику заказов (учитывайте, что есть клиенты, которые заказывают товар, а после не открывают курьеру). Единственное, на чём может сэкономить интернет-магазин по сравнению с офлайн-ретейлером, так это на торговом зале. Таким образом, у среднестатистического интернет-магазина норма прибыли на один вложенный рубль значительно ниже, чем у офлайн-продавца. Например, я лично знаком с бизнес-моделью одного российского крупного интернет-магазина, который начинает зарабатывать на своём покупателе только после того, как тот совершит шестую покупку на сайте».
(Основатель Ozon Александр Егоров — в материале про крупнейший в России интернет-магазин, который до сих пор убыточен.)
Нюансы
Снижение цены продажи обычно увеличивает физический объём продаж, но, как правило, вызывает уменьшение нормы прибыли, говорится в учебнике «Основы корпоративных финансов». Совокупная прибыль (или, что более важно, операционный денежный поток) может от этого и возрасти, и сократиться. Поэтому снижение нормы прибыли не обязательно является плохим знаком. Как и сама по себе низкая норма прибыли еще ничего не говорит об инвестиционной привлекательности бизнеса.
Статью проверила:
Ирина Прохорова, аналитик УК «Открытие»