Что такое невидимая рука рынка. Объясняем простыми словами
Невидимая рука рынка — принцип, согласно которому преследование участниками рынка личных выгод способствует установлению общего блага.
Проще говоря, идея в том, что когда каждый отстаивает свои экономические интересы, это полезнее для общества, чем государственное регулирование.
Логика простая: спрос и предложение стремятся к балансу. Если потребность в каком-то товаре возрастает, а предложения недостаточно, тогда цена на товар растёт. Но предприниматели видят это и начинают производить этот товар. Если они выпустят его слишком много, а спрос расти не будет, то цена начнёт падать. Так спрос и предложение регулируют сами себя.
Метафору про невидимую руку рынка придумал легендарный экономист XVIII века Адам Смит, бывший сторонником невмешательства государства в экономику.
Пример употребления на «Секрете»
«Пресловутое импортозамещение работает в России в самых уродливых формах. Как только власти запрещают ввоз чего-нибудь, местные поставщики просто взвинчивают цены и снижение импорта компенсируется снижением потребления. Невидимая рука рынка ищет, не как начать производство санкционного продукта в России, а как завезти его через Белоруссию под другим таможенным кодом».
(Директор Sapiens Consulting Святослав Бирюлин — в колонке о том, почему не стоит ждать роста экономики России.)
Мнение
Свободный рынок способствует установлению мира, пишет Джон Тамни в своей книге «Как работает экономика»: «Свободная торговля приносит мир. Журналист The New York Times Томас Фридман заметил, что ни одна страна, в которой есть McDonald’s, ещё не вторгалась в другую страну, в которой тоже есть McDonald’s. Когда торговля свободна, главным приоритетом производителей является успех и процветание тех стран, куда они экспортируют свои товары. Они предпочитают вести с ними торговлю, а не воевать».
Критика
Принцип невидимой руки рынка имеет свои слабые места, за что его критикуют экономисты:
- он работает только при инвестировании капитала в свою страну (в противном случае инвесторы получают выгоду, а страна нет);
- свободный рынок производит не только общественное благо, но и вред — например, для экологии;
- рынок не склонен к фундаментальным исследованиям (государство финансирует основные научные достижения);
- интересы бизнеса часто противоположны интересам и благу простых людей.
Существование монополий, картелей, неравное распределение информации между участниками рынка и другие факторы подрывают саму возможность того, что «рынок всё приведёт к балансу».
Статью проверила:
Екатерина Безсмертная, декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ